Екатерина Метелица
Замороженные пенсионные накопления за вторую половину 2013 года вернут пенсионным фондам с условием: они должны будут вложить их в бумаги банков, попавших под санкции. Пенсионные фонды уже обсудили эту возможность с представителями власти и выразили готовность помочь
Законопроект, согласно которому замороженные накопления будут переданы в НПФ, сейчас находится на рассмотрении в Госдуме. Деньги – около 440 млрд руб. – должны быть переданы в начале 2015 года при условии, что фонды вступят в систему гарантирования. Ранее замглавы Минфина Алексей Моисеев говорил, что законопроект готов, но окончательного решения о возврате этих средств НПФ в правительстве пока нет.
Накопления будут разморожены, если НПФ потратят их на помощь санкционным компаниям и банкам, рассказал РБК источник, близкий к ЦБ, и подтвердили три федеральных чиновника. «Деньги вернут в связи с желанием фондов инвестировать полученные накопления в бумаги банков, попавших под санкции. Речь идет о взаимном желании фондов и правительства, но никакого директивного указания не будет и не может быть», – сказал РБК федеральный чиновник. Другой федеральный чиновник сказал, что вопрос обсуждается.
Моисеев рассказал РБК, что речь идет о поддержке всех банков, а не только попавших под санкции. «Сейчас мы рассматриваем варианты, как НПФ за счет замороженных пенсионных накоплений за вторую половину 2013 года смогут поучаствовать в капитализации банков. Рассматриваем разные варианты, и решение еще не принято, но самый удобный и для банков, и для НПФ способ – это субординированные облигации, которые учитываются в капитале банка», – сказал Моисеев. По его словам, этот инструмент может быть включен в инвестиционную декларацию фондов.
Сегодня инвестировать в субординированные бонды пенсионные фонды не могут. НПФ могут получить возможность покупать бумаги с более высокой доходностью по сравнению с облигациями, хотя и с более высокими рисками (в случае банкротства банка субординированные облигации конвертируются в акции, а их держатель становится в одну очередь с акционерами – в самую последнюю).
Под санкции США и ЕС попали в основном банки с госучастием – Газпромбанк, ВТБ, Россельхозбанк, Сбербанк и другие. Они лишены возможности получать внешнее финансирование: иностранным инвесторам запрещено покупать новые выпуски бумаг. В ближайшие полгода российским компаниям нужно будет погасить $92,5 млрд. Так как рефинансировать долг на внешнем рынке компаниям не удастся, то для погашения им придется использовать собственные средства или ресурсы внутреннего рынка.
Три представителя крупных НПФ сказали РБК, что у них уже спрашивали о готовности вкладываться в бумаги организаций, лишившихся возможности занимать на внешнем рынке. На этот вопрос они ответили согласием. «Надеемся, что за это нам вернут изъятые деньги», – сказал один из собственников НПФ.
По словам представителей НПФ, в разговорах с ними не уточнялось, о каких именно бумагах идет речь – простых облигациях или субординированных. «У нас спросили о принципиальном согласии. Дальше в правительстве обещали разработать механизм для инвестирования в те секторы экономики, которые их наиболее волнуют. Если речь будет идти о реальном секторе, то – облигации, если помощь необходима в первую очередь банкам, то логичнее ожидать субординированные бонды», – рассказал руководитель крупного НПФ.
Ранее представители НПФ в разговорах с РБК говорили, что не верят в то, что государство в условиях кризиса и санкций выполнит обещание и вернет накопления за вторую половину 2013 года. Поэтому выдвинутое условие их не удивило, тем более что они называют его не критичным. «Не вижу ничего плохого в задаче поддержать компании и банки, попавшие под санкции. Мы всегда говорили, что длинные деньги – для экономики. Пустив деньги в экономику в таких тяжелых условиях, мы сможем доказать нужность накоплений», – говорит руководитель другого НПФ из топ-10.
«Мы давно твердим: скажите, куда вложить деньги, НПФ готовы их вкладывать. Если у правительства есть понимание, что им нужно заткнуть какую-то дыру, то мы готовы. Готовы вкладываться в проекты, поддерживать банки, строить оборонно-промышленные комплексы, если потребуется», – добавляет он. «Мы поддерживаем эту идею, – сказал РБК президент НПФ «Лукойл-Гарант» Сергей Эрлик. – Государство нуждается в деньгах, а мы не против помочь».
Руководитель другого крупного НПФ рассказывает, что многие фонды уже давно оказывают поддержку санкционным компаниям и банкам. «У нас и так – что ни эмитент, тот санкционный», – говорит он. Ничего опасного для сохранности пенсионных денег в таких вложениях нет, подчеркивает он: «Компании с госучастнием привязаны к страновому рейтингу и являются самыми надежными. Государство поможет им в любом случае, поэтому при любой модели рынка они будут жить и процветать».
Банк России отказался комментировать эту тему.
Сейчас НПФ проходят процедуру преобразования в акционерные общества и проверку ЦБ перед вступлением в систему гарантирования пенсионных накоплений. На это фондам отведено два года – 2014-2015 годы. Во время переходного периода фонды не получают новые накопительные взносы – все 22% взносов идут в распределительную пенсионную систему, то есть на выплаты сегодняшним пенсионерам. Взносы за вторую половину 2013 года заморожены, правительство обещает их перечислить сразу после того, как те вступят в систему гарантирования. По данным ЦБ, 41 НПФ уже акционировался; 23 фонда из них Банк России проверяет перед вступлением в систему гарантирования. Первые результаты проверок будут обнародованы в декабре 2014 года. Первыми процедуру начали НПФ «Газфонд пенсионные накопления» и «Благосостояние ОПС».
© Арсеньевские вести, 1992—2022. Индекс подписки: П2436
При перепечатке и при другом использовании материалов, ссылка на «Арсеньевские вести» обязательна.
При републикации в сети интернет так же обязательна работающая ссылка на оригинал статьи, или на главную страницу сайта: https://www.arsvest.ru/