Марина из своих 42 лет 17 провела в психоневрологическом интернате (ПНИ), куда дееспособную женщину поместили по настоянию матери.
Что такое жизнь в ПНИ? Это особый режим, когда ты вроде и свободен, но в то же время за малейшую провинность можешь лишиться основных прав. Например, права выхода за территорию интерната, права поездки домой, в отпуск или права совершать звонки по телефону.
А если твой проступок окажется, по мнению директора ПНИ, очень серьезным, то недолго и оказаться в «карантине».
Карантин – это закрытая палата без связи с внешним миром. Туда определяют не только тех, кто действительно нуждается в изоляции из-за подозрения наличия инфекционного заболевания, но и тех, кто заразен с точки зрения идейного влияния: отстаивает свои права, высказывает личное мнение, не желает мириться с беспределом, а проще сказать, протестует против античеловечного отношения.
Например, отказывается выходить на работу за нищенскую зарплату, мыть туалеты вместо санитарок, жалуется на плохое питание и оскорбления. Такого можно «полечить» аминазином или галоперидолом. Все оправдано психиатрическим диагнозом.
Марина оказывалась в карантине не раз и не два, ей часто приходилось молчать, видя несправедливость, быть тише воды и ниже травы, чтобы не подвергнуться репрессиям. Под давлением системы многие люди сдаются, свыкаются с мыслью, что такова их участь, и ничего сделать нельзя. Начинают думать, что действительно ни на что не имеют права, даже будучи дееспособными. Марина не сдалась.
17 лет за стенами ПНИ – срок не малый, мать не желала видеть Марину дома и не хотела, чтобы та возвращалась, да и в ПНИ постоянно внушали мысль, что выйти на свободу она не может, пока ей не разрешат. А разрешать никто не собирался. Никакого образования в области своих прав проживающим, естественно, не предоставляют. Социализация, адаптация, реабилитация – это все для отчетов, а на деле – никакого будущего и надежды на жизнь вне ПНИ.
Однако Марина, будучи человеком дееспособным, понимала, что здесь что-то не так. Если она не нуждается в заботе ПНИ, то почему не может покинуть его? Начала искать ответ и нашла его.
В соответствии с п.2 ст.44 Закона «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании» «Выписка из стационарного учреждения социального обслуживаниядля лиц, страдающих психическими расстройствами, производится: по личному заявлению лица, в том числе лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным…»
Таким образом, дееспособный гражданин может подать заявление на имя директора ПНИ, которым он расторгает договор стационарного социального обслуживания и просит его выписать из ПНИ, что Марина и сделала. Договор стационарного социального обслуживания должен заключаться с вновь прибывшим в ПНИ человеком в обязательном порядке. Основанием для расторжения договора является нежелание проживающего находиться более в данном ПНИ.
Через несколько дней Марину выписали из ПНИ, но сначала провели комиссию с участием врача-психиатра, которая подтвердила, что Марина может проживать самостоятельно. Этого требует все та же статья вышеуказанного закона. В случае с Мариной все прошло гладко, и весь этот психиатрический кошмар наконец-то закончился. Правда, вход на территорию ПНИ к своим друзьям был дня нее теперь закрыт.
Марина поселилась у знакомой, начала работать и пользоваться всеми возможностями, которые есть у обычных людей, но за стенами ПНИ осталось еще много тех, кто так до сих пор и не знает, что выйти из ПНИ можно.
Образец заявления на расторжение договора стационарного социального обслуживания
Директору ПНИ № __
От проживающего(ей)
ФИО
Заявление
Я, ФИО, расторгаю договор на стационарное социальное обслуживание, заключенный между мною и ПНИ № __. Прошу меня выписать и вернуть мне находящиеся на хранении в ПНИ №__ личные вещи и документы.
Число, подпись
Заявление на расторжение договора стационарного социального обслуживания подается в двух экземплярах, на одном из которых ставится отметка о приеме в канцелярии ПНИ. Экземпляр с отметкой остается у проживающего как доказательство расторжения договора стационарного социального обслуживания.
Автор статьи: Ольга Ефимова