"
Фото: Ирина Бужор / Коммерсантъ
09.10.2014, 09:48
Журнал Tatler стал одним из самых читаемых — из журнала про богатых для небогатых превратился в федеральное общественно-политическое издание: интервью с бывшей женой Дмитрия Пескова Екатериной, скандальная колонка Марии Байбаковой, дочери главы ОНЭКСИМ Development, о правилах обращения с домашними слугами, фотосессия с женой и детьми Владислава Суркова, материал о версальском замке блогера Натальи Давыдовой — даже сухое перечисление публикаций говорит о том, что журнал превратился в общественно-политическое издание с высоким индексом цитирования. Журналист Наталия Осс считает, что роль глянцевой прессы изменилась, и теперь публикации о жизни богатых и знаменитых стали фактором политики.
Глянец существует по тем же законам, что и общественно-политическая пресса, но только с поправкой на немного кукольный формат: если для большой журналистики удача — это журналистское расследование о том, были ли российские войска в Донбассе, для глянца удача — это публикация интервью с женой большого человека, допуск в личную жизнь.
Люди, которые до сих пор ни разу не держали в руках глянцевых журналов, испытали потрясение: они что, всерьез это пишут, с таким пиететом и восторгом перед деньгами? Да, именно всерьез. Индустрия моды и красоты пришла в Россию на подошвах лабутенов дочерей и жен бизнесменов и чиновников. Старых денег и денег, добытых творчеством, инновациями или изобретательством в стране практически не было, а новые деньги тщеславны и суетливы, они хотят поклонения и обожания. Поэтому Мария Байбакова, автор шокирующей колонки про домоправителя-батлера, пишет извинение на английском языке, адресованное западной аудитории, — в переводе на язык Шекспира ее же текст показался ей неэтичным. В России же снобизм и постулирование своего превосходства над более бедными и менее удачливыми никого не коробят.
Однако текстов о том, как потешить свое тщеславие, написано было множество, и никого они не возмущали. По умолчанию все были согласны с социальной схемой: мужчины наверху делят власть и деньги, женщины внизу заняты придумыванием тысяча первого способа демонстрации личного благосостояния. И тут вдруг стали случаться скандалы, и Tatler, существовавший как нишевое издание, сделался инструментом политической борьбы. Хочешь скомпрометировать оппонента — найди о нем статью в глянце и расшарь ее в сетях. Причем бриллианты дочерей и жен в равной степени разят и патриотов-государственников, и либералов-западников. И это полностью меняет привычный расклад сил, когда битвы между башнями не касались семей непосредственно.
Гламур защищается как может, но выходит беззубо: попавшая под раздачу за отсутствие патриотизма it-girl Мирослава Дума публикует в Instagram фото на Красной площади, демонстрируя готовность элит национализировать самих себя, а Ксения Собчак объясняет широкой публике, что модельер Ульяна Сергеенко не эмигрант, а наш человек, потому что использует в своем творчестве мотивы Репина и Васнецова. В итоге ситуация все усложняется: глянец, движимый только женским желанием показать, что мы, вот именно мы, стали более лучше одеваться, выходит далеко за пределы поставленной задачи похвастаться перед подружками и оказывается в центре общественной дискуссии о судьбах родины
Мужчины срочно должны разобраться с тем, что же за систему они такую создали, в которой богатство — отягчающее обстоятельство, а статью в журнале можно трактовать как разжигание ненависти к социальной группе "элита".
Мы не можем потерять глянец, это завоевание последних двадцати лет. Всякий журналист знает, что журналы были последним прибежищем натур ранимых, избегающих политики, мечтающих пересидеть поляризацию общества, рассказывая друг другу о новых туфлях и нарядных интерьерах. Увы, эта башня из слоновой кости, инкрустированная бриллиантами, рушится на наших глазах.