Из-за санкций Россия не сможет себе позволить модернизацию вооруженных сил в запланированных масштабах
Министр финансов РФ Антон Силуанов заявил во вторник, что страна уже не может себе позволить проведение одобренной президентом Путиным дорогостоящей госпрограммы модернизации вооруженный сил из-за необходимости сокращать расходы в связи с негативным воздействием санкций.
По словам Силуанова, необходимо подготовить новую оборонную программу, учитывающую изменение экономической ситуации, хотя вице-премьер, отвечающий за оборонный сектор, ранее исключал возможность сокращения военных расходов.
«Сейчас будет готовиться новая программа вооружения. Мы в рамках этой новой программы вооружения хотим пересмотреть тот объем ресурсов, который тратится, чтобы он был более реалистичным», – заявил Силуанов, назначенный на пост главы Минфина три года назад после того, как его предшественник Алексей Кудрин подал в отставку, протестуя против предложения об увеличении военных расходов.
Комментарии Силуанова в очередной раз показывают, что между разными фракциями в правительстве идет все более ожесточенная борьба из-за расходов на оборону, исход которой в итоге предстоит определить самому Путину.
Это может свидетельствовать о том, что президент ищет способ сократить или отложить на будущее часть оборонных расходов, которые, в соответствии с его изначальным планом по модернизации 70 процентов вооружений должны были составить 23 триллиона рублей (576 миллиардов долларов) к 2020 году.
«Поскольку все окончательные решения принимаются в Кремле, решение о корректировке этой программы также будет принято в Кремле, и противникам предложений Минфина придется подчиниться», – считает глава Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов.
«Мы не можем себе это позволить»
Когда амбициозная программа модернизации российской армии и замены устаревших вооружений была впервые предложена в 2011 году, правительство рассчитывало на рост ВВП в размере 6 процентов в течение следующего десятилетия.
Однако в этом году российская экономика прибавит в лучшем случае 0,5 процента, а на следующие два года МВФ и Всемирный банк прогнозируют стагнацию.
Силуанов напомнил, что программа формировалась, исходя из других, более оптимистических прогнозов и иных показателей бюджета. «Сейчас мы себе просто не можем такого позволить», - пояснил он.
Западные санкции против России из-за ее вторжения в Украину подавляют рост экономики, ослабляют рубль и изолируют рынок от иностранного финансирования. Оборонная промышленность подверглась санкциям наряду с финансовым и нефтяным секторами: ряд ведущих компаний теперь не могут получать финансирование на западных рынках капитала и приобретать на Западе ключевые технологии.
Однако вице-премьер Дмитрий Рогозин ранее заявлял, что модернизация вооруженных сил будет идти так, как было запланировано в соответствии с указами президента Путина.
В интервью газете «Коммерсант» он рассказал, что к 2015 году планируется обновить 30 процентов вооружений, а к 2020 – 70 процентов. Он также добавил, что перераспределение гособоронзаказа не будет производиться вслепую по указке Министерства финансов – во всяком случае, без предварительного пересмотра президентских указов. Он подчеркнул, что сама программа и объем средств на ее реализацию, пересмотру не подлежат.
Однако аналитик Коновалов полагает, что, хотя в некоторых областях – таких, как подводный флот и космические технологии, – модернизация будет идти в полную силу, в других сферах есть возможность сократить расходы.
«Необходимо будет найти консенсус», – говорит он. «Изначальный план не учитывал колебания на финансовых рынках». Он также отмечает, что некоторые проекты разрабатывались в спешке, а некоторые были в определенной степени популистскими.
10-летняя программа была разработана до выборов 2012 года, по итогам которых Путин вернулся в Кремль после четырех лет на посту премьер-министра.
Расходы растут, нефть дешевеет
В то время как, по данным Стокгольмского института исследований проблем мира, военные расходы США в прошлом году сократились, у России они выросли в реальном выражении, впервые с 2003 года превысив американские и составив 4,1 процента ВВП.
С 2004 по 2014 гг. Россия вдвое увеличила расходы на оборону и, в соответствии с недавно принятым бюджетом, будет увеличивать их и дальше: с 17,6 процента от общей суммы бюджетных расходов в этом году до 20,8 процента (3,36 триллиона рублей) в 2017.
Однако новый бюджет, предусматривающий дефицит не более 0,6 процента ВВП в течение следующих трех лет, сформирован, исходя из цены на нефть в 100 долларов за баррель. Между тем во вторник нефть главной российской марки Urals продавалась по 90 долларов за баррель.
Силуанов признал, что предусмотренная в бюджете цена на нефть уже сейчас кажется завышенной. Поступления от продажи нефти и газа составляет примерно половину доходов российского правительства.
© Арсеньевские вести, 1992—2022. Индекс подписки: П2436
При перепечатке и при другом использовании материалов, ссылка на «Арсеньевские вести» обязательна.
При републикации в сети интернет так же обязательна работающая ссылка на оригинал статьи, или на главную страницу сайта: https://www.arsvest.ru/