Война в Юго-Восточной Украине — ужас. Ужас — гибель людей, — и мирных, и немирных. Ужас — взаимная ненависть, страх, вранье, преступления… Ужас — разруха, уничтожение целого региона.  Ужас — жалкая украинская армия, голодающая и холодающая. Ужас — русская армия, воюющая в псевдоотпусках, захватывающая чужую страну в форме без погон, объявляющая своих попавших в плен солдат заблудшими грибниками, а убитых в бою — жертвами взрыва газа в другом месте…Ужас — молчащие вдовы и матери убитых и убиваемых. Маразм, ужас и стыд — возбуждение угловных дел по статье «геноцид русскоязычного населения», позор и ужас — суд над военной пленницей, похищенной в чужой стране, силой перетащенной через границу, объявленной сумасшедшей. Ужас, ужас, ужас…

Но и в России ведь ужас! Ужасная лава вранья, которое и пропагандой назвать нельзя, это просто вранье, подлое, трусливое, нелепое. Вранье,  которому не верят, но и не не-верят, к которому привыкли, как привыкают к всякой гадости люди, которым все все равно. Большинству все это — все равно. Лишь небольшая часть населения выступает «за» или «против» этой войны. Те, кто «за», — это даже не ужас, тут нужны слова посильнее. Но на самом деле их немного, просто не может быть много людей, которые жаждут именно войны, маньяков, жаждущих крови и страданий, своих и чужих.
Те, кто «против», — известно, что это не больше 15% населения, — конечно, лучше. Это люди с совестью. Им стыдно, им страшно. Эти люди вышли в сентябре на марши мира, на пикеты против войны. Многие — не первый раз вышли, будут выходить и еще. Только не надо петь украинские песни! Не надо носить вышиванки, желто-синие шарики и красивые веночки… Не надо радости на этих демонстрациях — чему радоваться? Ради чего наряжаться в яркие одежды и спивать хором? Чем мы заслужили это веселье? Тем, что — ах!  — вышли несколько десятков тысяч на разрешенной митинг в Москве (где одних жителей 10 миллионов, а ведь многие приехали на марш из регионов) и сколько-то сотен в других городах? В Лондоне против войны в Заливе вышел в 2003 году миллион… А ведь воевали не так близко к столице Британии, как Донецк к Москве. Тогда же в Мадриде (который меньше Москвы по населению в 5 раз, не говоря уж о том, насколько Испания меньше России) вышли на демонстрацию больше полумиллиона.
У нас нет причин ни для радости, ни для торжества. Мы никого не победили, к сожалению, никого не остановили, яркие цвета надо оставить Майдану — у них там были свои победы, у нас — одни поражения. Единственное уместное чувство наших выступлений — траур, признание вины, выражение отчаяния. Но даже скорбящие по погибшим христиане, жалобно певшие в Петербурге у Казанского собора религиозные гимны, вдруг резко перешли за залихвастское «ты же меня пидманула», что с энтузиазмом подхватили до того сторонившиеся печального хора демонстранты-атеисты. Мне не понравились и некоторые  «основные» плакаты сентябрьских протестов. Просто стыдно очередной раз видеть слова про необходимость остановить «братоубийственную войну» — а какие еще бывают войны? Этот упорный намек на наше «братство» именно с жителями Восточной Украины  (да даже и просто Украины) не может не означать, что с Грузией или с Чечней воевать, видимо, менее стыдно. Не менее — все звенья одной цепи, не надо тут ни панславянизма, ни панхристианства, а то недолго и до «геноцида русскоязычных» договориться. Да и другие лозунги — «прости нас, Украина»… Как такое можно простить?! Да и в прощении ли дело? Ну, допустим, простят нас, что, легче будет? Война-то продолжается.


Давайте перестанем ликовать — как нас много, какие мы смелые, веселые, яркие, красивые, знаменитые. Давайте признаем — нас мало (да,  отморозков-сторонников войны еще меньше, много-то равнодушных), нам дико стыдно и больно, мы не можем не только просить, но и хотеть прощения этой войне, этого преступления, этого позора.
Мы скорбим, мы требуем прекращения войны, агрессии, убийств и вранья.
Нам не до песен!
Стефания Кулаева