Вторая волна санкций с возможным запретом на импорт одежды из стран ЕС и США стала самой обсуждаемой новостью дня. Эксперт в сфере ритейла Борис Агатов высказал свое экспертное мнение и поделился прогнозами, как отреагирует на такие меры модный рынок России и что ждать простым покупателям.
"Боюсь, что запрет на ввоз одежды принесет больше вреда экономике России, чем пользы. Правда, сначала нужно дождаться информации, о каких конкретно видах текстильной продукции идет речь и насколько широко будут трактоваться запреты. К примеру, большинство зарубежных марок «отшивается» в Юго-Восточной Азии – подпадут ли такие бренды, как Adidas, Mango, Zara, под санкции – это вопрос. С одной стороны, это европейские компании, а с другой, страна производства - Китай или страны Юго-Восточной Азии.
Российские бренды имеют довольно сильные позиции в фэшн-ритейле. Некоторые даже осуществляют экспансию на рынки Азии и Европы. К примеру, «Спортмастер» и O’Stin открывают магазины в Китае, а компания Cherry Hill - обувные бутики в Испании. Доля российских ритейлеров, таких как Incity, Oodji, Sela, Glance и многих других, в продажах одежды велика, особенно в сегменте «массмаркет».
Скорее всего, наши ритейлеры поднимут цены на свою продукцию, как это случилось с продуктами, когда ввели первые ответные санкции на ввоз из стран Евросоюза.
В то же время, надо понимать, что продажа одежды имеет существенные отличия от продуктовой розницы. Если будут введены подобные санкции, то мы вряд ли отделаемся только повышением цен на нашу продукцию, в первую очередь, пострадают небольшие и средние ритейлеры, которые работают по франшизе иностранных брендов. Такая ситуация распространена в модной индустрии: к примеру, ALDO, DKNY, ESCADA, New Balance, Timberland представлены через российские компании, которые купили франшизу. Если подобный запрет будет введен, десятки тысяч людей останутся без работы.
Еще один негативный момент от введения санкций состоит в том, что в одежном ритейле очень большая зависимость от канала продаж, грубо говоря, от наличия фирменных магазинов. В торговле продуктами нет такой зависимости, т.к. производители и поставщики очень редко развивают фирменные сети, как, например, «Дымов» или «Черкизово», а «Ашану» или «Метро», в общем-то, нет большой разницы, торговать польскими яблоками или российскими.
Все иностранные игроки по продаже одежды в России, которые самостоятельно вышли на наш рынок, вложили огромные средства в развитие собственных или франчайзинговых сетей.
Следующими, кто обязательно пострадает от запрета, будут девелоперы коммерческой недвижимости, доля иностранных брендов в торговых комплексах намного выше 50%. Если эти бренды будут вынуждены закрыть свои магазины, то девелоперы понесут колоссальные потери, т.к. очень часто иностранные сети являются якорными арендаторами.
Я не беру в расчет «люксовый» рынок, который просто невозможно заменить ничем: если введут запрет на Hermes, Prada и т.п., то им на смену, к сожалению, не придет российский «Эрмес» и российская «Прада», аналогов здесь попросту не существует, они уникальны и ценны как бренд.
На мой взгляд, в фэшн-ритейле с вводом санкций может произойти просто катастрофа. Мы получим такой негативный результат, что его просто невозможно будет не заметить мгновенно и затем эффект будет ощущаться еще очень долго. Розничный сектор экономики России – один из самых динамичных и, вдобавок, еще и несырьевой, доля инвестиций иностранных компаний на нем очень существенна. Вернуть эти инвестиции потом будет практически невозможно.
Такие решения должны быть очень взвешенными, что сработало в одной отрасли, то в другой может привести к совсем противоположному результату".
Прогнозами делился Борис Агатов, генеральный директор ООО "Проджект лайн"