Число протестующих в центре Гонконга достигло 80 тысяч человек. Люди не расходятся, несмотря на призывы властей, и заявляют о том, что готовы жить в центре мегаполиса, пока не будут выполнены их требования — отставка действующей власти и выборы новой. Фактически, крупнейший финансовый центр Азии уже превратился в палаточный городок, организованный аналогично тому, что был на Майдане.

И большинство экспертов сходятся во мнении — что сходство это не случайно. У акций на Украине и в Китае может быть один режиссер. Тем более, что из-за протестов под угрозой оказалась работа гонконгской биржи. А это прямой удар по китайской экономике. И возможность для Запада надавить на Пекин, чтобы сделать его более сговорчивым, в том числе и по украинскому вопросу.

Три ночи конфронтации и относительное спокойствие сейчас — манифестанты по-прежнему не уходят с улиц, ведущих к деловому центру Гонконга, но никаких стычек с полицией не было. Дороги блокированы протестующими, многие банки и штаб-квартиры финансовых компаний решили не открываться из-за баррикад. Закрыты школы, магазины, не ходят автобусы. Центральные власти в Пекине полностью поддержали то, как гонконгская администрация самостоятельно наводит порядок. Местные власти просят демонстрантов разойтись по домам.

Кто-то даже и не переоделся — старшеклассники так и сидят в униформе. Студенты делают домашнее задание прямо на тротуарах. Маски, очки и снова зонтики — и от дождя, и от солнца, и от газа. Но в Гонконге сейчас ни дыма, ни слез — полиция в наступление не идет. Хотя центр из-за этого пусть и мирного, но сидения и гуляния, фактически не функционирует. Глава администрации Гонконга снова и снова по всем телеканалам требует — акции прекратить немедленно и не верить слухам — войска никто стягивать не собирается.

"Долгие годы Гонконг поддерживал стабильность, поскольку все себя вели мирно, подчинялись закону и уважали его. Мы не хотим, чтобы наш район погрузился в хаос, и обычная размеренная жизнь людей была нарушена", — говорит глава правительства гонконга Леунг Чун-Инг.

За протестами на Гонконгской фондовой бирже следят из штаб-квартиры. Торги здесь никто не останавливал. Но индекс Хан Сен второй день подряд снижается. По капитализации эта биржа — шестая в мире. Через нее континентальный Китай проводит большую часть всех своих финансовых операций.

Протесты власти в Пекине жестко осудили — это удар по экономике, безопасности и деловому имиджу Гонконга. А точнее Сянгана, так его здесь называют. Сянган — часть Китая. И его проблемы — внутреннее дело. Иного мнения тут быть не может — такова официальная позиция МИДа.

Манифестанты требуют перехода к прямым выборам. Сейчас главу администрации Гонконга назначает коллегия из 800 представителей бизнес-элиты. В конце августа Пекин разрешил все же голосовать самим жителям. При условии, что они будут выбирать кандидата из одобренного списка.

В Гонконге 5 миллионов избирателей. Первые такие в истории выборы могут пройти в 2017 году . Но протестующих это не устроило. Пока расходиться по домам они не собираются. Главе администрации поставлен ультиматум — с 1 октября, когда весь Китай уйдет на каникулы в честь национального праздника, на работу тоже не выходить. Или отставка, или протест будет расширяться.

***

Зажженые свечи — это устарело. Включенные в толпе экраны телефонов — вот ноу-хау политтехнологов и устроителей массовых протестов. Эффектный снимок действа, популярный в сети, на первых полосах американских газет. Протестующие — это, конечно, "поколение смартфонов". Студенты и даже школьники. Но вряд ли они за партой изучали, как превратить мобильный в инструмент политической борьбы. Маловероятно, что школьный староста сам изобрел этот изящный ход — принести зонты, и вновь обеспечить сочную картинку.

Всего этого оказалось достаточно, для того чтобы американские и британские СМИ заговорили о революции. "Этому уже дали имя — революция зонтов! Растущий продемократический протест в Гонконге!" – радостно сообщает один из участников событий. До Фергюсона — 1300 километров, до Гонконга — 13 тысяч. Но Вашингтон "пристально" следит за событиями на далеком полуострове. И уже ясно, на чьей стороне играет.

"Соединенные Штаты призывают власти Гонконга проявлять сдержанность и позволить протестующим выражать свои взгляды мирно", — говорит официальный представитель Белого Дома Джош Эрнест. Массовый протест, как утверждается, вспыхнул стихийно. И вот совпадение — в идеальный момент. Праздник и салют по случаю 65-летия образования КНР уже сорваны. Но, главное, впереди два выходных дня подряд, а, значит, приток людей, даже просто зевак, обеспечен. Призыв уже циркулирует по сети.

"Сегодня 28 сентября 2014 года, 10 вечера. Мы в Гонконге. Пожалуйста, помогите. Поделитесь этим видео в сети, сообщите любую новость об этом событии по всему миру", — просят в Интернете. А вот еще один пост: "Я украинка, родилась в Киеве. И сейчас я на Майдане. Вы можете помочь, если просто расскажете эту историю друзьям, поделитесь ею в Интернете. Покажите, что поддерживаете нас!" Девушки, конечно, не сестры, но ролики, записанные в Гонконге и Киеве, похожи как две капли воды. Тип персонажей, посыл, разве что майданное видео заметно качественнее.

В Гонконге люди скандировали — "не трогайте студентов", украинский вариант — "они же дети". Методы молодых людей в обоих случаях одинаковые — блокирование правительственных зданий.

Между событиями есть и другая связь, утверждает издатель британского журнала "Политика прежде всего" Маркус Попадопулос. Китай не присоединился к санкциям против России, а, напротив, взял курс на сближение. "Мы видим, что США нацеливаются на те страны, которые проводят свою независимую внешнюю политику, а не прозападную, которые не бегут выполнять то, что говорит Америка. Поэтому, весьма вероятно, что американцы сейчас пытаются вызвать проблемы внутри Китая, ведь Гонконг часть Китая", — пишет журналист.

По сообщению местной газеты "Хуаньцю шибао", лидеры протестного движения прошли обучающие семинары в "Гонконгско-американском центре". На мероприятиях, где присутствовали, в том числе, сотрудники генконсульства США, от студенческих активистов требовали "продвигать демократические изменения", обещая им поддержку Вашингтона. Обучали тактике протестных действий, стратегии ведения переговоров с властями, выделяли в списке политических требований те пункты, от которых ни в коем случае нельзя отказываться. Полученные знания, похоже, успешно применяются на практике.