Российский регулятор потребовал регистрации интернет-сервисов в качестве «организаторов распространения информации»
Данила Гальперович
26.09.2014 23:19
МОСКВА. Российский регулятор в сфере связи и массовых коммуникаций – Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) отправил интернет-сервисам Gmail, Facebook и Twitter уведомления о необходимости зарегистрироваться в России в качестве организаторов распространения информации. Об этом в пятницу 26 сентября сообщила газета «Известия», в материале которой также говорится, что, если эти американские компании не выполнят требования российского законодательства, к ним могут быть применены меры административного воздействия.
Вместе с тем, пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский сообщил после этой публикации агентству «Интерфакс», что в ведомство по поводу этих интернет-компаний «от российских правоохранительных органов никаких запросов не поступало». «Мы сами эти компании не торопим и не планируем применять к ним никакие санкции», – добавил Вадим Ампелонский, рассказав, что в Gmail, Facebook и Twitter «были отправлены все необходимые документы, они их передали в свои центральные офисы, где их изучают юристы».
Пресс-секретарь Роскомнадзора также сообщил, что в реестре ведомства в качестве организаторов распространения информации уже зарегистрировались российские соцсети и интернет-площадки, такие как «Вконтакте», Яндекс, Mail.ru и Рамблер.
Иван Засурский
Заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики Московского государственного университета Иван Засурский в интервью Русской службе «Голоса Америки» говорит, что российские власти в обстановке западных санкций хотят жестче контролировать «всемирную паутину»: «Эта история про то, что люди хотят больше контролировать Интернет. Они хотят, чтобы персональные данные хранились в России, чтобы блогеры с более чем тремя тысячами подписчиков были как журналисты, и отвечали за свои слова. И происходит это в русле изменения отношения к Интернету в ситуации информационной войны, которая сейчас происходит, вопрос встал очень серьезно».
«Это касается и международной политики, и безопасности, и шпионских скандалов, главное в этом – требование к информационным провайдерам, чтобы они были зарегистрированы как распространители информации, хранили свои логи (дневники действий) полгода и давали их посмотреть местным структурам, когда те попросят», – рассказывает эксперт.
Должны ли компании, такие, как Google или Facebook, подчиниться требованиям Роскомнадзора? Иван Засурский полагает, что они могли бы на это пойти: «Они доступны в России, значит, здесь они должны работать по российским законам. Если в Европе принимают закон, что Google должен убрать информацию о человеке, если тот просит, то Google подчиняется, а почему в России ему не надо подчиняться?».
Однако, по словам эксперта, регулирование Интернета в России могло бы быть гораздо более продуманным: «Я считаю, что лучше ставить на развитие интернет-индустрии, а не ограничивать ее и создавать ей сложности. Я считаю, что правильная информационно-политическая стратегия дает гораздо лучшие результаты, чем любые тактические действия вроде зажима. Русская модель Интернета, какой она у нас была, гораздо лучше работает, чем китайская, которая у нас, возможно, будет, или турецкая, которая у нас сейчас складывается».
Специалист в области новых медиа с грустью отметил, что к его мнению в данном случае чиновники не прислушались: «Мое мнение о том, какие должны были бы быть законы, к сожалению, в России сейчас никого не интересует. Я возражал, как мог, но меня не послушали, все сделали, как хотели. На данный момент вопрос исчерпан, будем ждать, как это все будет применяться, и какие будут результаты».
Герман Клименко
Директор и владелец компании Liveinternet Герман Клименко говорит в интервью Русской службе «Голоса Америки», что с юридической стороны требования Роскомнадзора для Gmail, Facebook и Twitter не являются обязательными: «Американская компания Google в первую очередь подчиняется законам своей страны. Для американской компании Роскомнадзор, насколько я понимаю, не является регулирующим органом так же, как не является законодательным органом наша Государственная Дума».
Хозяин крупного интернет-бизнеса считает, что «единственное сотрудничество, которое возможно между зарубежными компаниями и российскими чиновниками, определяется международными соглашениями и осуществляется Интерполом, когда дело касается, допустим, наркотиков или детской порнографии».
«Сейчас приводится пример, что закрыли по просьбе российских властей Twitter-аккаунт "Шалтай Болтай", в котором был выброс компромата на чиновников. Но мы же понимаем, что на самом деле это просто добрая воля Twitter, что владельцы аккаунта в суд на Twitter просто не подавали, хотя, если бы подали, то, скорее всего, выиграли. При этом Twitter не предоставил нашим правоохранительным органам данные о владельце аккаунта "Шалтай Болтай"», – говорит Клименко.
Интернет-предприниматель при этом уверен, что усиление контроля над интернетом в России началось не в связи с возобновлением «холодной войны» с Западом, а гораздо раньше: «Я думаю, что Эдвард Сноуден сюда привез несколько примеров вербовки граждан России с помощью интернета, с помощью знаний, которые, например, получены от компании Google. Например, вы можете достаточно легко в Москве получить пул IP сотрудников Минобороны. А на основании этого пула IP, если у вас есть доступ к данным компании Google, можно зацепить человека, выяснив, что он сидит на рабочем месте и ищет, допустим, "купить зарубежную недвижимость". Или решать вопросы лечения родственников в Израиле, и вы можете определить, что ему не хватает денег, и в нужный момент подкатить к нему».
Что же касается последних ужесточений в сфере Интернета, то Герман Клименко уверен, что российская власть уже просто не боится каких-либо ухудшений своего имиджа: «Во многом ускорили эту историю события, которые происходят сейчас с Крымом, с Украиной, с санкциями. Наша власть, видимо, решила: ну, ладно, если уж все равно все плохо, будем делать все сразу».