Марина ЮДКЕВИЧ

Сегодня стало известно, что престижная международная премия Рафто за заслуги в борьбе за права человека за 2014 год присуждена Ассоциации «Агора» в лице ее председателя Павла Чикова. Почетную награду он получит 2 ноября в норвежском Бергене, но от денежной составляющей премии (20 тыс. долларов) «Агора» вынуждена отказаться...

Премия вручается с 1987 года в память профессора Норвежской школы экономики Торолфа Рафто, который после Пражской весны 1968 года стал активно участвовать в правозащитной деятельности. Он писал о преследовании в СССР евреев, желающих эмигрировать в Израиль; в Праге, куда Рафто приехал прочесть лекции для студентов, исключенных из университетов по политическим мотивам, он был задержан сотрудниками спецслужбы, избит и выдворен из страны... В результате полученных травм стал терять здоровье и  умер в 1986 году в возрасте 64 лет. Тогда его друзья и ученики основали Фонд Торолфа Рафто. 

Лауреатами премии Рафто не раз становились российские правозащитники. В 1991 году ее получила вдова Андрея Сахарова Елена Боннэр, в 1995-м - Союз комитетов солдатских матерей в лице Валентины Мельниковой, в 2005-м - Лидия Юсупова из Правозащитного центра «Мемориал». 

Росту престижа премии Рафто способствует тот факт, что четверо из награжденных ею впоследствии были удостоены Нобелевской премии мира.

В сегодняшнем пресс-релизе Фонда Рафто говорится, что  присуждение премии за 2014 год Межрегиональной ассоциации правозащитных организаций «Агора» «является признанием их неустанной и профессиональной работы в области защиты принципа верховенства права и других прав человека в России, где организации и отдельные люди подвергаются всё усиливающемуся давлению со стороны властей».

«Ассоциация «Агора» выделяется тем, что она берет свое начало не в Москве или Санкт- Петербурге, а в Казани - седьмом по численности населения городе России, - особо отмечают в Фонде Рафто. - Место, откуда «Агора» ведёт свою работу, имеет большое значение. Регионы России не избалованы вниманием СМИ, что увеличивает там риск негативного развития».

Поделиться первыми впечатлениями от известия о награде «Вечерняя Казань» попросила Павла Чикова.

- Это первая премия собственно «Агоры», - отметил он. - Хотя в 2008 году Казанский правозащитный центр (Один из учредителей «Агоры». - «ВК») получил премию Фонда Макартуров за работу всей нашей команды. Признание заслуг бывает за многолетние достижения, а мы всегда были самыми молодыми в ряду российских правозащитных организаций... Так что для «Агоры» премия Рафто - признак взросления.

- Каковы, по-вашему, будут последствия вручения вам этой премии?

- Будет дополнительное внимание к работе нашей организации со стороны международного сообщества. Премия Рафто - это ведь сигнал, маячок. Потому что она всегда вручалась тем правозащитникам, кто в особо хреновых условиях работает - в самых проблемных местах и  в самые проблемные периоды истории разных стран. Таким образом, нынешнее награждение «Агоры» есть признание того, что Россия, с точки зрения прав человека, проблемная страна. Что соответствует истине.

- А как, по-вашему, отреагируют российские надзирающие органы, с которыми вы вечно бодаетесь?

- Думаю, что никакой реакции не будет. Но мы всегда готовы к любой их реакции.

- В сегодняшнем пресс-релизе Фонда Рафто говорится: «Ситуация с правами человека в России сегодня настолько остра, что «Агора» не сможет принять денежную часть премии». Имеется в виду, что стоит «Агоре» получить эту премию за заслуги в борьбе за права человека, как она станет злостным нарушителем «закона об иностранных агентах»?

- Мы отказываемся от денежной составляющей этой премии чтобы не столько обезопасить себя, сколько обратить внимание на совершенно безумное состояние российского законодательства о некоммерческих организациях, фактически препятствующее их существованию. Неправительственные организации по всему миру работают на гранты, выигрывая их и в своих странах, и за рубежом - это только у нашей власти аллергия на независимые от нее организации. Я не страдаю паранойей и не считаю Россию осажденной крепостью; мы часть европейской цивилизации, основанной на либеральных ценностях, главная из которых - права и свободы человека. Если Кремль не считает себя частью европейской цивилизации, то это проблема Кремля.

- Собираетесь в «Агоре» как-то отметить присуждение премии?

- Нет. Некогда, к очередным судам готовимся.