В связи с последними решениями Министерства культуры РФ, НИИ киноискусства может потерять не только свое здание в центре Москвы, но и роль научного центра исследований истории и теории кино, а затем быть расформированным. В деструктивную политику Министра культуры В.Р.Мединского вписывается и его обращение с Государственным центральным музеем кино, которое проявилось и в этически неблаговидной афере размещения/неразмещения музея в здании НИКФИ, и в волюнтаристском назначении нового руководителя музея без конкурсного сопоставления кандидатур и концепций.
На открытом заседании Правления Гильдии киноведов и кинокритиков было решено направить в Правительство и общественности России открытое письмо о судьбах НИИ киноискусства и Музея кино, которые шире судьбы двух организаций – они касаются судеб отечественной кинонауки и нашего исторического кинонаследия.
Предлагаем Вам прочитать это письмо и присоединиться к нему.
Коллеги, друзья, единомышленники и соотечественники!
Единственный в нашей стране научно-исследовательский институт киноискусства (НИИК) находится под угрозой. Три года назад под предлогом «государственной необходимости» институт был введен в состав ВГИКа, объявленного университетом. Руководство ВГИКа сократило более четверти ставок и перевело ряд сотрудников на полставки, а также ввело присутствие под расписку на необорудованном рабочем месте, лишившее ученых возможности работать в архивах и библиотеках без унизительных объяснений, ставящих исследователей в положение нашкодивших школьников. При этом стала стремительно сокращаться когда-то хорошо налаженная в НИИКе издательская деятельность. Далее руководство ВГИКа под давлением Министерства культуры «добровольно» согласилось отказаться от оперативного управления зданием института, которое НИИК занимает 40 лет с момента своего основания. В довершение ко всему было принято решение лишить ВГИК статуса университета и вернуться к прежнему статусу киношколы, не предполагающей существования в своей структуре научного учреждения. Как следствие, НИИКу грозит сокращение до «научного отдела» и окончательная ликвидация, после чего исторический особняк в Дегтярном переулке перейдет к новым хозяевам. Не это ли было сверхзадачей двухступенчатой комбинации по отбору здания в пользу чиновничьего аппарата управления культурой?
Тревогу вызывает и положение Музея кино, который до сих пор не получил своего дома и вынужден держать архив и фонды на «Мосфильме». И в этой ситуации Министерство культуры ставит преграды деятельности Музея под видом «заботы о его развитии». Сначала был прямой обман. Написавшим критическое письмо о положении Музея было обещано предоставить ему якобы освободившееся здание НИКФИ, но ни это обещание, ни все другие выполнены не были. А теперь министерство без обсуждения с коллективом и без конкурса назначило нового директора, не имеющего опыта музейной работы, но уже начавшего применять авторитарные методы руководства.
Мы не можем остаться в стороне от оценки действий министра культуры РФ, касающихся не только киноведческой науки и музейного дела, но и других областей кинематографии и, как следствие, гуманитарной культуры в целом. Далекие от желания идти на конфронтацию, кинематографисты неоднократно обращались в Министерство культуры с различными письмами, выражающими обеспокоенность складывающимся положением дел. Но следствием этих обращений становится прогрессирующее ухудшение общей ситуации, сопровождаемое идеологическим конструированием (вроде антиисторического тезиса «Россия – не Европа») и заявлениями главы министерства, как минимум свидетельствующими о том, что на бюрократическом языке называется «превышением полномочий». Управленческая стратегия на наших глазах подменяется циничным политиканством, тогда как реальные проблемы предлагается решать их упразднением по принципу «Нет организации – нет проблемы». Вероятно, именно поэтому оставлен без ответа перспективный план развития киноведения как части гуманитарной культуры, составленный в июле 2014 года при участии всех научных подразделений института.
Как квалифицировать всё происходящее?
Министерство культуры, по воле которого в свое время свершилось скрещивание НИИКа со ВГИКом, продолжая свой эксперимент по так называемой "оптимизации", а на деле – по изничтожению отраслевой научной деятельности, новыми приказами и инструкциями ведет дело к тому, чтобы окончательно рассорить НИИК со ВГИКом и похоронить НИИК вгиковскими руками. И это – политика: по словам министра культуры, «Россия перенасышена гуманитариями». Война против киноведческой науки, чреватая уничтожением ранее созданных государственных институций, исследующих историю и теорию российского кино в контексте отечественного и мирового киноискусства, препятствует продвижению нашей культуры в мире, что особенно губительно во время растущей изоляции России. К тому же эта политика делает гуманитариев изгоями в собственной стране, людьми без профессии и официального статуса, подталкивая к самым непредсказуемым действиям, вызванным отчаянием и гневом.
То, что делают с НИИКом и Музеем кино – не частные случаи. Нечто подобное сегодня происходит повсеместно в государственных учреждениях, подвергающихся административному уничтожению.
Мы выражаем решительное недоверие министру культуры Российской Федерации В.Р.Мединскому и проводимой им политике. Мы настаиваем на объявлении официального конкурса на должность директора Музея кино, что предполагает гласное обсуждение программ кандидатов по реализации музейной концепции. Наконец, мы требуем присвоения НИИ киноискусства автономного академического статуса, позволяющего ему вести полноценную научную деятельность в стенах своего здания в Дегтярном переулке.
Предлагаем всем гражданам, неравнодушным к судьбе отечественной культуры, поддержать наш призыв.
Андрей Шемякин, Виктор Матизен, Юрий Богомолов, Наум Клейман, Наталья Нусинова, Николай Изволов, Дмитрий Салынский, Петр Багров, Артем Сопин, Светлана Ишевская, Виктория Белопольская, Александр Колбовский, Юлия Хомякова, Нина Дымщиц, Лариса Калгатина, Татьяна Муштакова, Николай Гладких, Татьяна Сергиенко, Евгения Леонова, Лилия Немченко, Латавра Дуларидзе, Тамара Дуларидзе, Микола Попелюха, Алексей Лопатин.