Может ли быть так, что целый народ бес попутал? 
 
Даже самый закоренелый скептик и материалист задает себе этот вопрос, глядя на то, что происходит в Донбассе. Как это объяснить? Почему миллионы людей сошли с ума и выполняют какую-то суицидальную программу? Как их вразумить, как отговорить от саморазрушения? Возможно ли это вообще? 
 
В Донбассе творится очевидная чертовщина. Происходящее там — алогично, потому как действия, совершаемые местными жителями, прямо противоречат декларируемым ими целям. И при этом почти никто не задается вопросом — а верной ли дорогой мы идем? Никто не призывает остановиться. 
 
Допустим, вы — патриот Донбасса. Вы считаете (и во многом оправданно), что Донбассу было плохо в предыдущие 20 лет, что регион не развивался, деградировал, вымирал, что его население страдало и испытывали притеснения. Вам не нравится правительство в Киеве, которое вы обвиняете во враждебном отношении к двум восточным областям Украины. И вот назло этому самому правительству вы вооружаетесь, выходите на улицу и разносите к чертовой матери все, что еще хоть как-то работало, убеждаете людей брать оружие, убивать и умирать, призываете к войне на собственной территории, которая разгорается и приводит к смертям и разрушениям. Вы устраиваете беспорядки, крушите промышленность, экономику, взрываете железные дороги и мосты, уничтожаете спорт и образование. В конечном итоге ваш родной, горячо любимый Донбасс, о процветании которого вы мечтали, объявляется серой зоной, обнесенной колючей проволокой, непризнанной территорией без законов, без смысла и без будущего. 
 
Абсурд? Без сомнения. Давайте рассуждать логически: если вы патриот Донбасса и действительно страстно желали, чтобы этот край наращивал промышленный потенциал, добивался успехов в спортивных соревнованиях, развивал образование и культуру, вы никак не должны были совершать изложенные выше действия, потому как они привели к полярно другим последствиям — к развалу и тотальному хаосу. 
 
И напротив — если вы на самом деле выполняли чей-то враждебный заказ, действовали по злому умыслу и вредили, то тогда ваши действия как раз были правильными и принесли желаемые результаты. Если вы действовали, как враг Донбасса, как провокатор, как ненавистник его жителей, в этом случае вы поступали логично и достигли своей цели. 
 
Боевики, называющие себя «Православной армией» по идее должны были читать Библию. А там ясно написано: "По плодам их узнаете их...Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые..." Какие плоды принесли царевы, пургины, болотовы и губаревы? Да уж явно не добрые. Однако же, никакой волны всенародного возмущения их деятельностью не наблюдается, и общество не подвергает сомнению те деяния, которые были ими совершены. 
 
Война, хаос, смерть, разрушения, нищета, непризнанный статус — это то, что есть сегодня у Донбасса по факту, в сухом остатке. Россия не собирается принимать разоренную территорию в свой состав и брать за нее ответственность. Более того, Путин не признал и независимость ЛНР и ДНР, ясно дав понять, что ценность этих территорий и их населения для РФ куда меньше, чем ценность Абхазии, Южной Осетии и Крыма. То, в чем боятся сегодня признаться себе сторонники сепаратизма в Донбассе, становится слишком очевидным — их использовали, их принесли в жертву в большой геополитической игре. 
 


 
Чтобы уж совсем было понятно, что произошло, поясню на самом простом примере. В моей школе на пару лет старше меня учился наркоман, который подсадил на иглу свою девушку, а потом вместе с ней тянул деньги на наркотики из ее родителей. Так вот, наркоман в данном случае — это Россия, несчастные родители — Украина, а девушка-торчок — ДНР и ЛНР. Жители Донбасса, которыми пользуются, как инструментом шантажа, конечно, могут утешаться тем, что Украине тоже плохо, но в конечном итоге им, конечно, хуже всех. И, как любой инструмент, однажды их попросту отложат в долгий ящик и забудут. 
 
Красивых обещаний жителям Донбасса так называемые «патриоты» и «защитники-анифашисты» раздали много. Но в реальности воплотились лишь вспаханные снарядами города, сожженные здания и убитые люди. Можно сколько угодно ругаться и обсуждать, почему все это произошло и кто виноват, но по факту Донбасс разрушен, и погибших уже не вернуть. Без Губарева, без Царева, без Стрелкова войны бы не было и Донбасс бы не превратился в черную дыру. Но если их цели и задачи еще можно объяснить какими-то шкурными интересами и желанием обогатиться, то совершенно не ясно, почему их поддерживали и продолжают поддерживать обычные жители, которые в результате случившегося терпят только лишения. 
 
Вот, например, что пишет известный российский публицист и националист Максим Калашников, которого никак нельзя заподозрить в сочувствии Порошенко и Яценюку: 
 
«На Донбассе воцарился полный феодализм. Власть принадлежит полевым командирам. Они – как князья и феодалы, политические перспективы есть лишь у тех, кто может кормить и снабжать свою «дружину». Сходство с Сомали и Чечней 1993-1994 годов – практически полное. Лютует «госбезопасность». Из-за этого передвигаться приходится вооруженными группами. Под предлогом установления личности и проверки подозрений «в погреб» могут посадить с полпинка, а также – отобрать понравившуюся собственность. Никакого народного строя тут нет. Вышло позорище: территория Новороссии являет собой жизнь не лучшую, чем на Украине, а гораздо более худшую. Буквально – ад. Социальное одичание».
 
Очевидное перестали отрицать даже в лагере противника. Вместо свободы и независимости Донбасс получил социальное одичание. И ситуация продолжает ухудшаться даже не смотря на то, что стрелять стали гораздо меньше, чем раньше, а линия фронта остается более-менее стабильной. 
 
В 2004 году перед президентскими выборами в Донецке главным врагом и фашистом по всеобщему убеждению считался Виктор Ющенко. Ему приписывали самые демонические качества и невероятно кровожадные планы. В городах Донецкой и Луганской областей распространялись листовки, в которых перечислялись несчастья, которые придут в страну вместе с оранжевым президентом. 
 


 
Удивительно, но листовки оказались пророческими. Правда, кровожадные «планы Ющенко» по странному стечению обстоятельств 10 лет спустя реализовали «патриоты» Донбасса разной степени патриотичности. При этом Ющенко и до сих пор ненавидят в Донецке, как врага, а «патриоты» считаются патриотами и восторженно ведут «Титаник» к приближающемуся айсбергу. 
 
Из последних примеров — уничтожение Донецкого Национального Университета, который боевики ДНР захватили и объявили филиалом МГУ. Лишить Донецк университета — это в самом деле историческое достижение. Никакому Ющенко с Тягнибоком даже не снилось такое, но в Донецке что-то не слышно возмущенных голосов. Социальное одичание же. Зачем в самом деле университет в черной дыре непризнанной зоны? Привыкайте работать гастарбайтеами в Киеве и Москве. 
 
Любимая отговорка сепаратистов — мол, это все укропы виноваты, а мы воевать не хотели, напоминает оправдание несмышленого малыша, не способного выстраивать простейшие причинно-следственные связи. «Я не виноват, я только хотел разжечь костер, а сгорел гаражный кооператив». 
 
Разумеется, последний идиот понимает, что если стрелять в солдат и сотрудников СБУ, в ответ тоже будут стрелять. И те, кто развязывал войну в Донбассе, те, кто захватил Славянск, кто убил первого сотрудника «Альфы» Геннадия Биличенко 13 апреля, отлично понимали, что делают и какие последствия наступят. 
 
Сепаратисты сознательно провоцировали войну, призывали к вооруженному конфликту, требовали от Путина ввести войска в Донбасс, отлично понимая, что ареной будущих военных действий станут Донецкая и Луганская области. Ни Галичина, ни Киев, а в первую очередь их малая родина, за судьбу которой они якобы так переживали. И если лидеры боевиков выполняли работу за деньги и возможность получить власть на оккупированных территориях, то простые жители Донбасса, добровольно поддерживавшие бандитов на митингах, создававшие им массовку, жертвовавшие им продукты и пенсии, фактически совершали немотивированный ничем массовый суицид. Безусловно, они никогда не признают этого и будут перекладывать всю вину за нынешний кошмар на украинскую власть. Но ведь никто не стреляет в харьковчан, запорожцев, днепропетровцев. Стрелять стали только в тех, кто первым открыл огонь по украинским военным и сотрудникам спецслужб. 
 
Донбассу не понадобились «Greystone» или «Blackwater» для того, чтобы превратиться в руины и аннигилироваться. К катастрофе привело собственное агрессивное безумие.  Впереди долгие годы тягучего беспросветного существования в неуютных и неустроенных городах, нищета, запустение, статус буферной зоны. Медленное умирание безнадежно больного. Или, как пел незабвенный Егор Летов - «непрерывный суицид». 

 

Станислав КМЕТЬ