Про нашу интеллигенцию: порой кажется, что когда за ними придут, они переспросят: «А вы точно за мной? Может быть, вам к соседу?».

 

В то время,

когда идут погромы крымскотатарских организаций, обыски в домах, угрозы физической расправы;

 

когда в Крыму плачут старики, женщины и дети, виновные только своей национальностью;

 

когда народ загоняют в моральное гетто на его же земле;

 

когда запретом на въезд в Крым разлучают сына с матерью, мужа — с женой, детьми;

 

когда составляются списки тех, кого надо депортировать, изолировать или каким-то образом ликвидировать, а де-факто депортация уже началась,

 

— один российский интеллигент громко выражает свое «фи» крымскотатарской кухне, другая — тихо замечает, что крымские татары, по ее мнению, недостаточно бережно относятся к своей родине. Но эти хоть знают, что крымские татары на свете есть, остальные — будто не знают.

 

Пальцев хватит и на одной руке: всего несколько человек из Москвы и Санкт-Петербурга интересуются у меня национальными чистками в Крыму. (Шведов, немцев, чехов, поляков они почему-то волнуют больше.) Эти буквально считанные люди ужасаются, как свою — ощущая чужую боль, хотят чем-то помочь народу, сделанному в нашей стране изгоем. Публично в защиту крымских татар высказываются тоже только они.

 

Чокъ сагъ олунъыз. Большое спасибо.

 

А остальным 99 процентам нашей интеллигенции (на мой взгляд, это показательнее пресловутых «84-х») я вот что хочу сказать.

 

Окуджава, Сахаров, Горбаневская, Григоренко, Лавут и другие не боялись вступаться за крымских татар в куда более жесткие времена. Да, наверное, это народ не очень заметный.

 

 

Небольшой, терпеливый, мирный, не берущий в руки оружие, — но с такой любовью к родине и свободе, что убить проще, чем сломать. Но речь не о них — о вас.

 

Вы, как видится моему оценочному суждению, похожи на тех прекрасных, образованных, умных людей Германии, которые провожали грустным взглядом соседей-евреев. Похожи, но не совсем, — сомневаюсь и насчет взгляда, и насчет грусти.

 

Конечно, все сказанное — не повод читать морали. Вступаться за человека, которого пинают со всех сторон, или пройти мимо — дело очень личное, каждый решает сам.

 

Глупо кого-то обвинять в том, что он не Сахаров и не Окуджава. Те бы не раздумывали. Просто эти — не те.

 

Дорогие интеллигенты, дамы и господа, если вам так комфортно, — продолжайте не замечать. Ведь пока пришли даже не к соседу, а к кому-то там, через дом.

 

Ayder Muzhdabaev