«Ястребы» победили «голубей»



Многие авторы неоднократно говорили и писали о так называемой «точке невозврата» в политике страны, за которой ее развитие уже не может быть спокойным и мирным.



Безусловно, ни один ответственный политик не пожелает своей стране революций, войн, бунтов и иных потрясений. Избежать всего этого можно путем компромиссов и договоренностей. Однако любой компромисс — всегда дорога с двухсторонним движением.



К сожалению, в нашей власти, и сегодня это стало окончательно ясно, победили «ястребы», исповедующие жесткие репрессивные формы борьбы с политическим оппонентами. Вот почему на призывы к диалогу, договоренностям и реформам, звучавшим аж с декабря 2011, Кремль неизменно отвечал: «А с кем там разговаривать? Вы есть никто...» - и постепенно наращивал преследования.



Тем не менее, несмотря на менторский тон и жесткое подавление протестного движения, и в 2012, и даже в самом начале 2013 в России сохранялась принципиальная возможность мирного разрешения накопившихся противоречий между властью и оппозицией. (Не путать с декоративной «парламентской оппозицией», в большинстве своем превратившейся в сборище приспособленцев и кремлевских «подпевал»).



В первую очередь, речь шла о возможности проведения в стране реальных политических реформ: либерализации выборного права, обеспечения равного доступа к СМИ, снятия ограничений с деятельности оппозиционных партий, ликвидации дискриминационных «фильтров», барьеров и запретов и, конечно, проведения честных выборов. Увы, как мы знаем, диалога не состоялось, исторический шанс на мирный компромисс был бездарно упущен по вине тех же «ястребов», оказавшихся сердцу вождя страны милее сторонников «худого мира».



Нестабильная стабильность



В современном мире известны всего лишь два способа смены власти: демократические выборы по правилам, приемлемым для оппозиции, и смещение власти мирным или не очень мирным способом через «уличную демократию». (Восстание, революция, бунт — крайние формы такого процесса). Конечно, есть еще «дворцовые перевороты», но они все равно ведут к договоренностям с той же оппозицией и в современном мире заканчиваются, как правило, честными выборами.



В демократических странах, самых развитых и преуспевающих, смена власти является заурядным процессом. Там не устраивают истерик, не заламывают руки с возгласом «если не такой-то, то кто?!» Смена власти в этих странах - как смена костюма или автомашины: приелась одна модель, покупаем другую, более экономную и современную. Удивительно, но факт: рутинность и регулярность смены власти делает любую страну более стабильной, способной быстрее развиваться и обеспечивать своим гражданам лучшую долю.



В условиях демократической ротации власти в государстве активно живут и здравствуют такие непонятные нам явления, как вызывающий доверие граждан Парламент, влиятельные политические партии и независимые СМИ, а оппозиция уважаема народом не менее тех, кто стоит у руля. Люди в демократических странах привыкли, что власть — явление временное, и сегодняшняя оппозиция завтра может возглавить страну. А тем, кто у власти, совсем не смертельно слагать с себя полномочия: правовая система и институты государства гарантируют им безоблачную жизнь, даже если они снова вскоре начнут претендовать «на престол». Уход от власти в нормальных странах, где существуют честные демократические выборы — всего лишь переход части властной элиты на новое место работы.



Уйти нельзя остаться



В России власть постоянно (на протяжении столетий) узурпируют (захватывают); она становится абсолютной и используются правящей верхушкой не для целей развития страны и блага народа, а для сохранения своего вечного господства. В монархической России она обеспечивала незыблемость царствования суверена как гаранта сохранения и преумножения материальных благ землевладельцев (помещиков) и ангажированного с ними капитала; в советские времена служила инструментом реализации нередко безумных и даже преступных политических доктрин, а также создания льгот тогдашней элите — партноменклатуре. В современной России власть превращена в способ быстрого обогащения, а если проще — в инструмент должностного воровства, ускоренного «миллиардостроения».



Но есть ещё более важная черта российской власти, объединяющей все исторические эпохи — её практическая несменяемость. (о причинах этого явления - отдельный разговор). Принцип несменяемости в России предельно прост — ликвидируй политическую конкуренцию, задуши оппонента, подомни под себя силовиков, СМИ, суды — и правь, сколь душе угодно...



Но в современном мире вечной власти не бывает. Осознавая этот неприятный факт, часть правящей путинской элиты долгое время пребывала в раздвоенном состоянии: и уйти пора, и уйти никак нельзя... Оба варианта при тотальном воровстве и коррупции, проникших в самое сердце режима, плохи. А вдруг новая власть начнет всерьез разбираться с истоками и способами чудесного обогащения правящей ныне НОМЕНКЛАТУРЫ?!



Мучаясь этой дилеммой, власть долгое время старалась соблюдать некий политес. Во-первых, ей надо было сохранить лицо на Западе, ибо где ещё можно было безбедно после «праведных трудов» скоротать остатки жизни, да еще в окружении многочисленных родных и близких. Посмотрите, сколько крупных деятелей государства российского попались на дворцах и виллах, прикупленных ими в самых престижных местах за пределами нашей великой Родины! Но это - только верхушка айсберга, ибо русские частные капиталы, выведенные за рубеж, только в США составляют более $ 500 миллиардов (Бжезинский), а в старушке-Европе эта цифра наверняка еще больше. Значительная их часть - это деньги «слуг народа», отложенные на «черный» день, когда им придется уйти с должности.



Во-вторых, власть долго пыталась не «сорваться на крик» в диалоге с внутренней оппозицией. Существовали какие-то выборы, где время от времени («кто-то кое-где у нас порой») оппозиция одерживала локальную победу. Раньше оппозиционеров даже приглашали на гос-СМИ, встречи с вождями и т.д., словом, старались имитировать диалог. Да и репрессии в стране нарастали постепенно, многие из них сначала носили половинчатый характер: «врагов народа» судили, но не строго, сажали, но ненадолго. Словом, старались не заслужить звание «кровавого» режима, что-то а ля поздний СССР, неспособный даже сурово покарать. Именно такая политика, несмотря даже на «дело 6 мая», преследования лидеров протеста, автозаки и массовые задержания оставляли перед властью если не окно, то полноразмерную форточку для мирных договоренностей со своими политическими противниками. Теоретически «точка невозврата» не была пройдена даже в феврале-марте 2014.



МОМЕНТ ИСТИНЫ



Но «недолго мучалась старушка»... Революция на Украине неожиданно стала «моментом истины» для нашей власти; мощным катализатором, обострившим и ускорившим все политические процессы в нашей стране.



До смерти напуганный Майданом и революционным свержением режима Януковича, Кремль окончательно решил: никаких реформ, разговоров- переговоров, компромиссов и прочих «проявлений слабости» не будет. В истерическом рвении властью за последние полгода до абсурда была доведена репрессивная составляющая законов, полностью политизированы и превращены в жандармерию правоохранительная система, следствие и суды, готовые безжалостно карать «врагов народа» в каждом, кто зажег свечу, одел белую ленту или просто высказал иную точку зрения.



Исключительно для внутриполитических целей Украина была объявлена «осью зла», заклеймлена как страна поднимающего голову фашизма и радикального национализма. Гражданам России была сделана «прививка от революции» — организована (активную роль России и даже её прямое участие отрицать бессмысленно) локальная гражданская война на Донбассе, дабы окончательно запугать народ: дескать, смотрите, что может произойти с Россией в случае свержения «законной» власти.



Надо отдать должное политтехнологам Кремля, план в значительной мере удался. Главное, чего удалось достичь власти, это заполучить реальный «одобрямс» большинства граждан, униженных трагедией развала великой державы (СССР) и ужасами нынешней жизни. Лозунг «Лучше будем бедными, но гордыми!» сегодня под воздействием нескончаемых «пятиминуток ненависти» (Дж.Оруэлл, «1984») к некогда братской Украине и бывшим партнерам по «восьмерке» и «двадцатке» пробудил ура-патриотизм и желание сплотиться вокруг власти у никак не менее 65-70% облапошенных госпропагандой доверчивых российских обывателей.



И ещё один важный момент: нарвавшись на санкции стран Запада, впервые в истории объединившихся в единый фронт против агрессивного поведения России, власть утратила необходимость сохранять лицо перед ними. Маски сброшены, страна готова к изоляции, путь Северной Кореи ни народ, ни верхушку не пугает. К черту всякие ПАСЕ и ЕСПЧ, ОБСЕ и прочие оковы: Россия идет своим, только ей понятным путем!



Пиррова победа?



Сегодня следует, глядя правде в глаза, признать: Кремль одержал пусть временную, но убедительную победу над своими внутриполитическими противниками. Де-факто расколото и ослаблено уличное протестное движение, подавлена практически вся реальная оппозиция, маргинализированы или запрещены нелояльные политические партии. Уничтожены выборы, смяты или поглощены СМИ, которые ещё вчера старались казаться независимыми. Критика власти осталась практически только в Сети, которая вот-вот будет взята под контроль репрессивными органами. Все несогласные с властью «назначены» «национал-предателями», «агентами Госдепа», «пятой колонной», которым во избежание последствий народного гнева рекомендовано срочно покинуть страну.



Россия всё больше погружается во мрак беззакония, политической цензуры, административного и криминального беспредела. По сути, окончательная ликвидация легальной возможности цивилизованной смены власти уже превратила Россию из АВТОРИТАРНОГО государства в ТОТАЛИТАРНОЕ: одна партия, один лидер навсегда.



В связи с событиями на Украине становится всё более очевидно, что накал идейной борьбы со всеми инакомыслящими, жесткость репрессий и политика «закручивания гаек» будут продолжаться настолько, насколько у правящей верхушки хватит сил и ресурсов. Совершенно очевидно, что в условиях надвигающегося кризиса номенклатура будет стремиться удерживать власть до конца любыми способами.



Вот почему можно уже утверждать без особых сомнений: «точка невозврата» в современном политическом развитии России пройдена. В сложившихся условиях практически не оставлено цивилизованных способов достижения политических компромиссов и договоренностей. Власть осознанно исключила всякую реальную возможность своего демократического переизбрания. Таким образом народу России и обществу предлагается более трагичный и опасный путь будущих гражданских потрясений и конфликтов, ведь, повторюсь, вечной власти в природе не существует...



Конечно, сегодня Кремль сочиняет плохой сценарий для будущих событий. Но это - выбор и решение тех, кто стоит у руля огромной страны под названием «Российская Федерация», их историческая и политическая ответственность. Жаль только, что платить за этот выбор придется всем нам, уважаемые соотечественники...



РЕЖИМ РУХНЕТ САМ



Несмотря на политическое поражение оппозиции в России, надо понимать, что сегодня мы становимся свидетелями последнего, самого драматического и завершающего этапа существования нынешнего режима, который неизбежно закончится его крахом. И главными «могильщиками» этого процесса станут вовсе не оппозиционные силы, а экономический кризис, внутренняя деградация «вертикали» и международная изоляция России.



Как ни странно это звучит, но вместо разгромленной оппозиции главным оппонентом режима ныне становится Запад, который больше никогда не поверит в приверженность российского руководства международным стандартам и демократическим ценностям. Для Запада Россия вновь стала страной, действующей поперёк общепринятых норм и правил, что для всего мира неприемлемо и даже опасно.



Однако тем, кто уповает на мощь Запада, следует понять: нарастающая изоляция и международные санкции в отношении России не возымеют моментального эффекта: они как удавка будут медленно «перекрывать кислород», усиливая и без того объективные серьезнейшие проблемы, существующие в стране. Эффект от санкций будет усиливать деградирующий госаппарат, действующий иногда более разрушительно, чем любые происки Запада.



Совершенно очевидно, что никакая «вертикаль власти», пораженная к тому же коррупцией и стяжательством, не способна резко мобилизовать страну, придать ей мощный импульс, объединить нацию на решение сверхзадач. Чиновники будут как обычно отчитываться, имитировать и... воровать. У правящей верхушки, увы, нет ни внятной идеологии, ни достаточного числа грамотных управленцев, ни неподкупных силовиков, способных идти в бой за идею.



Наше ГОСУДАРСТВО (не путать со страной) от страха перед украинской революцией влезло в драку со всеми, и поэтому неизбежно будет бито, хотя вся натура любого россиянина восстает против подобного финала. Сколько продлится последний этап — вопрос сложный. Скорее всего, несколько лет (не более), ибо запас прочности режима будет заметно таять по мере нарастания уже начавшегося экономического кризиса.



Что делать?



Что в этих условиях может и должна делать оппозиция и сочувствующая ей часть общества? Во-первых, надо понять, что патриотический угар народных масс, ежедневно подогреваемый государственной зомбо-пропагандой, временно не лечится, так как проникает на уровнь подсознания и инстинктов. Обижаться на народ не стоит — такое всегда наблюдается перед войной или в самом ее начале. Пытаться сегодня переубедить массы — задача бессмысленная и даже небезопасная, надо терпеливо дожидаться «просветления и осознания».



Остается совсем немногое: заниматься по мере сил и возможностей разъяснительно-просветительской работой. Целесообразно скоординировать общие усилия в социальных сетях, блогах, доставляя до граждан России альтернативную информацию: статьи, статистику, проблемные материалы, разоблачающие действующую власть. Сегодня такой ЛЕГАЛЬНОЙ информации — пруд пруди, даже на официальном гос-ТВ.



Критические материалы необходимо распространять всеми законными способами, стараясь довести общую аудиторию хотя бы до 6-7 млн.чел. Необходимо предлагать сторонникам оппозиции организовывать распространение и обсуждение этих материалов. Каждый может принести на работу, в компанию, на остановку или даже в баню пару статей, организовать вокруг них спор и дискуссию. Как говорится, вода камень точит.



Особо сложный вопрос - участие в выборах. Конечно, в условиях, когда они превращены в политический лохотрон для избирателей, рассчитывать на смену власти таким путем - лишь узаконивать это наглое мошенничество. Думаю, всем честным партиям и политикам следует заявить, что ВЫБОРОВ В РОССИИ НЕТ, но мы используем эту процедуру только как трибуну для агитации и пропаганды наших взглядов и идей, а также критики власти.



И, конечно, не стоит отчаиваться и впадать в депрессию: режим рухнет сам, как когда-то рухнула власть ПАРТНОМЕНКЛАТУРЫ КПСС, под грузом собственных ошибок и противоречий. Сегодня это уже только вопрос времени. Поэтому лидерам оппозиции и активистам надо набраться мудрости и терпения, чтобы в условиях краха режима предотвратить сползание страны в болото гражданской войны и крайних форм радикализма и экстремизма. Может быть, в этом и есть наша главная историческая миссия...



Геннадий ГУДКОВ