Уже сейчас можно утверждать, что
посткрымская Россия существенно отличается от докрымской, – заявил доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев в интервью изданию РБК.

По его словам, современная Россия после аннексии Крыма  –  это страна, ставшая международным изгоем, считающаяся отъявленным нарушителем международного права, которая сознательно поставила крест на экономическом росте.

«После того как резервы будут растрачены на социальные пособия или розданы приближенным госкомпаниям, гражданами страны можно будет управлять только жесткой силой, а не неформальными договоренностями», – заявил Владислав Иноземцев.

Эксперт подчеркнул, что после крымских событий Россия стала страной, в которой нарастают тенденции к исходу.

«С одной стороны, мы и так уже видим резкое увеличение оттока населения: если, по официальным данным, число уезжавших из России в 2008-2011 годах составляло менее 40 тыс. человек в год, то в 2012-м оно достигло 122,8 тыс., а в 2013-м –  186,4 тыс. человек. По итогам 2014 года показатель наверняка будет превышен. Значит, за десять лет мы потеряем столько же людей, сколько присоединили вместе с Крымом», – сообщил директор Центра исследований постиндустриального общества.

По мнению Владислава Иноземцева, «особый статус» Крыма подтолкнет стремление других регионов страны к утверждению и их собственной «особости».

«Почему, например, эксклавному Крыму причитается до 2020 года почти 700 млрд руб., а не менее эксклавному Калининграду достанутся, судя по всему, только последствия торговых эмбарго? Да и почему, если мы так приветствуем федерализацию Донбасса, растет страх перед федерализацией Сибири? Посткрымская Россия – это Россия центробежная», – говорит эксперт.

Владислав Иноземцев отметил, что аннексия Крыма и поддержка сепаратистов на востоке Украины разделили эпоху Путина на период экономического роста, неактуальности политики, апологии порядка и при этом относительной открытости и на период хозяйственной стагнации, политической неопределенности, восхищения насилием и пассионарностью и при этом быстрого отчуждения страны от внешнего мира.