Вероятно, кое-кто очень влиятельный крайне заинтересован, чтобы некоторые события прошлого оставались покрыты мраком тайны. Речь идет о многомиллионных хищениях, совершенных несколько лет назад. Они начались до прихода к власти «Виктора Кровавого». Продолжились при нем и, вероятно, до сих пор не прекратились. Больше может знать глава финразведки Игорь Черкасский.



В начале июля столицу потряс скандал: из-под носа тюремщиков сбежал печально известный банкир (в прошлом – совладелец «Родовид Банка», бывший народный Александр Шепелев. Симулировал болезнь и во время визита на обследование в больницу дал деру вместе с конвоиром. Происшествие обернулось серьезным разбором полетов и крупными неприятностями для высокопоставленных чиновников Государственной пенитенциарной службы. Но вскоре об инциденте начали забывать – сообщения о сбежавшем похитителе сотен миллионов ушли из новостных лент под натиском фронтовых сводок.



По версии следствия, Александр Шепелев вместе с бизнесменом Павлом Борулько в 2008-2009 годах организовал мошенническую схему хищения государственных средств рефинансирования НБУ на сотни миллионов гривен. Кроме того, Шепелев, как и Борулько, фигурируют в ряде дел об организации убийств и покушения на убийство.

Напомним, Павел Борулько, который во времена премьерства Виктора Януковича был его помощником, в целом причастен к хищению 620 млн грн из Фонда гарантирования вкладов. Как установило следствие, эти средства разворовала группа лиц во главе с владельцем банков «Национальный стандарт», «Европейский» и «Владимирский» Павлом Борулько.



По данным сайта «Аргумент», после успешного хищения средств, выделенных на рекапитализацию, банки «Национальный стандарт» и «Европейский» подлежали ликвидации. Но П.Борулько решил еще и урвать толику из Фонда гарантирования вкладов физических лиц, который пополняется за счет отчислений из всех банков Украины. Тем гражданам, которые лишились своих сбережений в результате банкротства банковского учреждения, этот Фонд выплачивает компенсацию в размере до 150 тыс. грн. Этим и решил воспользоваться аферист.

20 августа 2009 года, за день до отзыва лицензии, в банках «Национальный стандарт» и «Европейский» вдруг были открыты 1339 новых счетов, преимущественно на имя жителей Черкасской и Донецкой областей. На счета были немедленно переведены деньги, как впоследствии выяснилось - со счетов фирм, подконтрольных П.Борулько и его сообщникам. Эти деньги банки-банкроты сразу же направили на покрытие своей фиктивной задолженности перед третьими лицами, то есть, фактически вернули их обратно. Но вследствие этой операции «вкладчики» получили право требовать из Фонда гарантирования вкладов физических лиц 444,2 млн. грн. И этим правом они успешно воспользовались. Реальным же «вкладчиком» в действительности были сам П.Борулько и несколько его доверенных лиц и компаньонов - председатель наблюдательного совета банка «Европейский» Николай Новохатько, председатель правления банка «Европейский» Владислав Астапенко, председатель наблюдательного совета банка "Национальный стандарт" Константин Кривенко и тогдашний председатель правления «УкрБизнесБанка» Сергей Арбузов.


Аферисты даже не затрудняли себя конспирацией. Так называемых «вкладчиков» подвозили под банк автобусами, каждому выдавали за труды от 40 до 100 грн., брали подпись под заявлением на открытие счета и ксерокопию паспорта. В следующем, когда банк окончательно «умер», П.Борулько и Ко наняли каких молдавских гастарбайтеров, вручили им ксерокопии паспортов людей, на имя которых были открыты счета, и отвезли молдаван в Фонд гарантирования вкладов физических лиц, где те написали заявления на получение 150 тыс. грн. компенсации каждый.



Но наибольшее легкомыслие проявил Сергей Арбузов. Поскольку к тому времени он трудился в Донецке и не мог уделить внимание поиску достаточного количества надежных «молдаван», С.Арбузов отправил в Фонд по доверенностям от имени «вкладчиков» подчиненных сотрудников «Укрбизнесбанка».

Неудивительно, что «семья», придя в 2010 к власти, сама воспользовалась наработанными Шепелевым и Борулько схемами. Причем, в гораздо больших масштабах. Но это несколько другая история.

Вернемся к нашим баранам. То есть, к банкирам.

Павел Борулько, как только запахло жаренным, бежал в Беларусь. Генпрокуратура, собрав достаточную доказательную базу, просила «орлов» Лукашенко выдать беглеца. Но те ответили отказом, туманно сославшись на то, что экстрадиция Борулько как-то может навредить суверенитету их страны.

Александр Шепелев, лишившись депутатского мандата и, соответственно, неприкосновенности, направил свои стопы в Венгрию. Там упрямо «косил» под политического беженца, но ему не поверили и в марте этого года выслали в Украину. Как упомянуто выше, в Лукьяновском СИЗО он просидел чуть больше трех месяцев. Теперь он куда-то испарился.

Знающие люди скажут, что нельзя просто так занести чемоданы денег нужным чиновникам и беспрепятственно бежать, если ты главный фигурант скандального уголовного дела. Во-первых, нужно заносить очень высоко. Во-вторых, не факт, что возьмут, а у Шепелева вряд ли осталась в свободном доступе достаточная сумма, чтобы искусить столпы власти. Рискнем предположить, что в исчезновении Александра Шепелева заинтересован кто-то очень влиятельный.

В журналистских (и не только расследованиях) для поиска ответа на животрепещущий вопрос «кому выгодно?» используется нехитрый инструмент под названием «линия времени» - сопоставление дат событий.

И так, аферы Шепелева и Ко датируются 2008-2009 годами. Сам Александр Шепелев в это время пребывает не только в статусе банкира, он – целый депутат Верховной Рада. От Блока Юлии Тимошенко. На тот момент БЮТ – правящая партия, Юлия Владимировна – премьер-министр. В стране – финансовый кризис, банки рушатся в пучину банкротства, правительство щедро выделяет им рефинансирование, которое успешно разворовывается банкирами. И всё это под носом у Государственной службы финансового мониторинга, финансовой разведки в структуре Минфина. А Госфинмониторингом в это время руководит бывший народный депутат от БЮТ Игорь Черкасский.



В финразведке тогда попросту не могли не знать о проделках Шепелева, Борулько и им подобных. Но её реакции заметно не было. Потому что чиновники учреждения были в доле? Или же была команда сверху закрывать глаза? Что-то подсказывает, что имело место и то, и другое. Тем более, вызывает сомнение, что банкиры-аферисты тогда «работали» лишь в собственных интересах. Не того полета птицы. К тому же, в 2008-2009-х Нацбанк выделял банкам рефинансирование в ручном режиме. Получить мог не каждый, кому нужно, а те, кому можно. И «полакомиться» давали не только приближенным к Юлии Владимировне, но и членам «семьи» Януковичей. Можно сказать, банковский кризис тех лет сделал многих влиятельных людей значительно богаче, чем они были во времена экономической стабильности.




Потом к власти пришел Янукович. Воровать стали еще больше, но разрешалось лишь тем, кто был лично приближен к «диктатору».



После победы Евромайдана некоторые из тех, кого оттеснила от схем «семья», если не вернулись персонально во власть, то получили влияние на принятие решений на самом высоком уровне. И показания Александра Шепелева в суде им вряд ли нужны.

А Игоря Черкасского снова назначили главой финансовой разведки.