Зависимость России от цены на нефть и курса рубля с каждым годом увеличивается. Решением этой проблемы должно стать развитие новых отраслей и повышение эффективности госрасходов, отмечается в комментарии текущей ситуации первого замминистра финансов Татьяны Нестеренко.

"Ситуация начала ухудшаться в 2013 г. Если мы посмотрим на бюджет прошлого года, то эти тенденции станут очевидны. Так, в прошлом году мы ожидали рост экономики на уровне 3,7%, а получили всего 1,3%, при этом цена на нефть выросла и составила $107,5 за баррель вместо ожидавшихся $97, - отмечает первый замминистра финансов. - В результате нефтегазовые доходы пришли в большем объеме, чем планировалось, а ненефтегазовые - в меньшем. То есть по итогам года мы заместили доходами от нефтяной отрасли то, что недополучили от других отраслей российской экономики. А это и означает, что нефтегазовая зависимость у нас резко возросла".

"Нефтегазовый дефицит в 2013 г. вырос до 10,3% - это после 2010 г. самый высокий дефицит, который показывает насколько мы зависимы от внешней конъюнктуры. Более того, из-за этих замещений мы не смогли пополнить Резервный фонд нашей страны, как планировали: изначально хотели перечислить туда 982 млрд руб., а перечислили всего 200 млрд руб. Совокупные резервы суверенных фондов (Резервный фонд и Фонд национального благосостояния) у нас сейчас составляют около 8,9% ВВП, это один из самых низких показателей среди нефтедобывающих стран. Так, в Норвегии такой резерв страны составляет 160% ВВП, Саудовской Аравии - 90%, Кувейте - 208%", - предупреждает первый замминистра финансов.