Эхо взяток Siemens докатилось до Богдана Будзуляка и Валерия Голубева
До конца этого года Генеральная прокуратура Швейцарии выдвинет официальное обвинение в коррупции против четырех человек, один из которых может оказаться действующим топ-менеджером «Газпрома», а еще один — уже бывшим, пишет газета Tages-Anzeiger. Имена подозреваемых не называются. Российская сторона уверяет, что не получала из Швейцарии документов, подтверждающих такие намерения.
Один из участников коррупционного скандала занимает в «Газпроме» высокий пост, говорится в статье цюрихского издания. Второй покинул компанию в 2008 году, а до того входил в состав правления «Газпрома» и отвечал за транспортировку и хранение газа. Этих людей правоохранители подозревают в получении взяток в процессе строительства газопровода Ямал — Европа. В общей сложности они получили 2–3% от стоимости контракта на поставку компрессорных станций для проекта, сообщило издание со ссылкой на свои источники в прокуратуре. Только по одному из расследуемых случаев речь идет об откате размером около $4 млн.
На вопрос "Действительно ли готовится предъявление обвинений по делу о коррупции менеджерам «Газпрома»?" представитель швейцарской прокуратуры ответил, что расследование ведется в отношении четырех человек. Являются ли они сотрудниками «Газпрома», он не сказал. Расследование касается уголовных преступлений, в том числе подделки документов, отмывания денег и подкупа зарубежных госслужащих. «В настоящее время ведутся последние подготовительные работы перед предъявлением обвинения», — пояснил он.
В ноябре 2013 года прокуратура Швейцарии обвинила шведскую компанию Siemens Industrial Turbomachinery (SIT) в даче взяток топ-менеджерам «российской госкомпании», чтобы те гарантировали ей заключение контрактов на поставку газовых турбин для газопровода Ямал — Европа. По данным следствия, SIT незаконно платила сотрудникам «российской госкомпании» с 2004 по 2006 год, средства перечислялись на счета в швейцарских банках (это стало основанием для уголовного расследования в Швейцарии). После предъявления обвинений SIT признала свою вину и обязалась пожертвовать $135 тыс. в пользу Международного комитета Красного Креста и еще $10,6 млн выплатить в качестве штрафа.
["Ведомости", 03.09.2014, "Прокуроры полезли в трубу": По данным Tages-Anzeiger, поставки компрессорных станций, произведенных SIT для Ямал — Европа, осуществлялись через кипрскую компанию Burlingame Consulting. [...] Эти деньги с Кипра переводились швейцарским компаниям, а затем на личные счета подозреваемых.
Издание пишет, что давний член правления «Газпрома» в сопровождении сотрудника российского консульства в Швейцарии недавно побывал на допросе в Берне. Представитель посольства РФ в Швейцарии подтвердил «Ведомостям», что сотрудник консульства сопровождал гражданина России на допрос по этому делу, но самого сотрудника на допрос не пустили. Имя сопровождаемого представитель посольства назвать отказался. — Врезка К.ру]
Название «российской госкомпании», которая упоминалась в документах швейцарской прокуратуры, ведомство не обнародовало. Но с российской стороны собственником и оператором газопровода является «Газпром», а заказчиком проекта — его дочерняя компания «Ямалгазинвест». Представитель «Газпрома» сказал РБК, что никаких запросов и информации по этому поводу от швейцарской стороны компания не получала.
Под описание швейцарской прокуратуры подходит бывший член правления «Газпрома», экс-глава департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа Богдан Будзуляк, писала газета «Ведомости». Он участвовал в реализации проекта «Ямал — Европа», также отвечал за сотрудничество с Siemens. О нем же упоминал источник «Ведомостей», близкий к руководству компании. Он также отмечал, что именно Будзуляк принимал решения о соответствии той или иной турбины требованиям «Газпрома». В 2008 году Будзуляк покинул «Газпром», на звонки корреспондента он вчера не отвечал.
По другим данным, Богдан Будзуляк не мог быть причастен к махинациям при строительстве газопровода Ямал — Европа, писало издание. «Богдан вряд ли в этом участвовал. Я его прекрасно знаю как честного, порядочного человека», — заявлял бывший зампред правления «Газпрома» Петр Родионов. Вера связаться с Родионовым не удалось. В период, когда SIT платила откаты, закупки централизованно шли через еще одну «дочку» «Газпрома» — «Газкомплектимпэкс», без руководства которой Будзуляк не мог принимать принципиальные решения. В 2003 году «Газкомплектимпэкс» возглавил Валерий Голубев (на фото), сейчас зампред правления «Газпрома». По словам экс-предпринимателя, работавшего с «Газпромом», под руководством Голубева в начале 2000-х были сконцентрированы все существенные закупки в «Газкомплектимпэксе», даже те, которые раньше курировали региональные «генералы». РБК связаться с Голубевым вчера не удалось.
Ася Сотникова
Евгений Калюков
Алена Сухаревская
"Мы пили рюмашками, а он — стаканчиком"
[...] SIT призналась в даче взяток, посетовав, что не проконтролировала должным образом договоры на оказание консультационных услуг. Как известно, нанять нужного человека консультантом — простейший способ дать взятку. [...]
Поскольку компания во всем созналась и согласилась с санкциями до суда, прокуратура прекратила в отношении нее расследование.
Как сообщил представитель швейцарской прокуратуры, следствие продолжается в отношении «физических лиц», причастных к этой истории, и российские власти об этом проинформированы. Тем не менее имена взяточников прокуратура пока не раскрывает.
«Газпром» заявление швейцарской прокуратуры не комментирует, его топ-менеджеры молчат. Если газпромовцам и давали взятки, то по очень сложной схеме, предполагает человек, знакомый с руководством госкомпании. «Газпромовские топ-менеджеры ни раньше, ни теперь не могли получать взятки напрямую на свои именные банковские счета. Они очень осторожные люди», — объясняет он.
Мы решили разобраться в истории сотрудничества Siemens с «Газпромом», чтобы понять, кому там вообще имело смысл предлагать взятки.
След Будзуляка
Человек, близкий к нынешнему руководству «Газпрома», считает, что история со взятками, которую обнародовала швейцарская прокуратура, началась еще в 1990-е, когда газовым концерном рулил Рем Вяхирев. «Тогда все было проще, — вспоминает бывший газпромовец. — У некоторых руководителей системы "Газпрома" или близких им предпринимателей были доли в лихтенштейнских или австрийских компаниях, через которые проходили поставки». При Вяхиреве, продолжает он, поставки турбин для газоперекачивающих агрегатов шли через предпринимателя Саво Куюнджича, который начинал когда-то с того, что снабжал газпромовские пансионаты сантехникой. Куюнджич покупал турбины, в частности, у французского концерна Alstom.
В 2003 г. «дочку» Alstom — Alstom Gas Turbines, которая занималась энергетическим машиностроением, — выкупил у конкурента Siemens; ее он и переименовал в SIT. На сайте «Газпрома» говорится, что после этого совместные с Alstom проекты, «касающиеся поставки компрессорных станций для проекта "Ямал — Европа" в Польше и комплектации строящихся на российском участке газопровода компрессорных станций агрегатами мощностью 25 МВт, становятся предметом кооперации» «Газпрома» и Siemens.
Так что Siemens, хотя его и ловят на взятках не впервые, не сильно лукавит, когда подчеркивает, что просто не сразу разобрался в бизнесе новой «дочки» — правила этого бизнеса сложились задолго до него.
У Siemens были отношения с «Газпромом» и до покупки SIT — он поставлял системы связи (например, для центрального офиса на ул. Наметкина), медоборудование для газпромовских клиник и проч. Комиссию по сотрудничеству с Siemens с 1993 г. возглавлял член правления монополии Богдан Будзуляк. После сделки Siemens с Alstom новый глава российской монополии Алексей Миллер встретился с главой немецкого концерна Хайнрихом фон Пирером, и сотрудничество решили расширить — на область «производства и поставок газоперекачивающих агрегатов». В честь этого комиссию по сотрудничеству с Siemens переделали в координационный комитет, который возглавил тот же Будзуляк; он занимал эту должность до 2008 г.
Кроме комитета и комиссии, Будзуляк возглавлял департамент «Газпрома» по транспортировке, подземному хранению и использованию газа. Этот департамент вырабатывает, в частности, технические условия для закупаемого оборудования и принимает решения: соответствует конкретная турбина требованиям «Газпрома» или нет, объясняет работающий с «Газпромом» предприниматель. Короче говоря, для Siemens Будзуляк был лицом, принимающим решения.
Получить комментарии у Будзуляка не удалось, но трое его знакомых уверены: брать деньги у Siemens он не мог. «Богдан [Будзуляк] вряд ли в этом участвовал. Я его прекрасно знаю как честного, порядочного человека», — говорит бывший зампред правления «Газпрома» Петр Родионов. «При Вяхиреве топы "Газпрома" довольствовались скромным. Ни в какое сравнение не идет с нынешними. А Будзуляк — умный хозяйственник, человек другого поколения, — рассказывает другой его знакомый. — Он, например, искренне радовался, когда ему подарили комплект одежды для охоты и унты, в которых можно ходить при минус 50. Если летели в самолете с Будзуляком — там всегда держали сало. Мы пили рюмашками, а он — стаканчиком (в который две рюмашки входят), но пил на равных и после полета всегда был свежим».
В период, о котором ведет речь швейцарская прокуратура (2004-2006 гг.), в «Газпроме» царила уже другая команда — миллеровская, напоминает собеседник. Закупки централизованно шли через «дочку» «Газпрома», «Газкомплектимпэкс», и без руководства этой структуры — людей из новой команды — Будзуляк ничего не решал, заключает он.
Правление «Газпрома» Будзуляк покинул в 2008 г., сейчас он в совете директоров компании «Рустурбомаш» — это совместное предприятие Siemens и российского «Искра-авигаза», который делает турбокомпрессоры для «Газпрома».
След Голубева
«Газкомплектимпэкс», без которого не мог решить вопрос с закупками турбин Будзуляк, в 2003 г. возглавил Валерий Голубев — знакомый Владимира Путина и бывший сотрудник КГБ. Голубеву достались широкие полномочия. Если во времена Вяхирева руководители региональных компаний монополии могли делать закупки самостоятельно, то новое газпромовское руководство в начале 2000-х сконцентрировало все существенные закупки в «Газкомплектимпэксе», отобрав у региональных «генералов» большую долю их пирога, рассказывают бывший газпромовец и работающий с «Газпромом» предприниматель.
«Это было переходное время, все пытались найти людей, на которых можно опереться. Представители Siemens очень активно искали подходы к новому руководству "Газпрома". Ко мне приходили несколько раз, куда-то приглашали, дарили какие-то сувениры и оказывали мелкие знаки внимания, надеясь, видимо, на лояльное отношение», — вспоминает бывший член правления «Газпрома».
Вот в это переходное время Siemens и купил у Alstom успешного партнера «Газпрома» — будущую SIT.
След Голко
Был ли Siemens партнером фирм, близких топ-менеджеру "Газпрома"?
Вместе с SIT немецкому концерну досталась доля Alstom в российском производителе турбин — петербургском Невском заводе. Тогда Невский завод контролировали структуры Куюнджича, но к середине 2005 г. он вышел из этого бизнеса. А в 2006 г. долю в Невском заводе получили структуры, связанные с видным членом новой газпромовской команды — Ярославом Голко. С того же 2006 года он — начальник департамента инвестиций и строительства «Газпрома» (у родственников Голко и Голубева, кстати, было много общих бизнес-проектов).
Разумеется, связь Невского завода с Голко не прямая. 34,6% компании, согласно СПАРК, получили фирмы «Дэкс» и «Векби», которыми руководили дружественные семье Голко гендиректора. Фирмой «Дэкс» — Марина Салтыкова, она возглавляла фирму дочери Голко — Анны, а «Векби» — Марина Шалова, она руководила еще одной фирмой Ярослава и Анны Голко. Потом производство Невского завода выделили в ЗАО «Невский завод» и на его основе создали «Росэлектропром холдинг» (РЭПХ). В РЭПХ «Дэкс» и «Векби» стали уже контролирующими акционерами.
В тот же холдинг вошли и два совместных предприятия, созданные Siemens с Невским заводом в 2006-2007 гг., — «Балтийские турбо системы» (выпуск газовых турбин) и «Сименс электропривод» (выпуск электродвигателей).
Холдинг, не чуждый газпромовским начальникам, получил хорошие заказы от «Газпрома» — в частности, «Сименс электропривод» с 2007 г. начал поставки электроприводов для компрессорных станций «Газпрома». «Балтийские турбо системы» выиграли тендер на поставку четырех газоперекачивающих агрегатов для Грязовецкой компрессорной станции в составе Северо-Европейского газопровода. Правда, наладить производство турбин в России тогда не удалось. Российские партнеры добивались от Siemens передачи технологий, а не только отверточной сборки, но проект не получился, рассказал экс-президент РЭПХ Геннадий Локотков: Siemens продолжал поставлять для «Газпрома» турбины, сделанные за пределами России. В 2010 г. «Балтийские турбо системы» были ликвидированы. Локотков утверждает, что поставок для «Газпрома» через это СП не было.
Справедливости ради нужно отметить, что история совместного бизнеса Siemens и дружественных газпромовскому менеджеру структур сильно выбивается из хронологических рамок, установленных швейцарской прокуратурой. Та говорила о взятках в 2004-2006 гг., а здесь все только начинается с 2006 г. А заканчивается, возможно, в 2010 г., когда Локотков заявил, что консолидировал 80% РЭПХ и продал их Газпромбанку. [...]
Роман Шлейнов