Как эмбарго на импорт сельскохозяйственной продукции скажется на отечественных производителях, и удастся ли добиться импортозамещения в агропромышленной отрасли, рассказали эксперты.

 

Согласно данным Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), 70% фруктов в магазинах – привозные. По информации статистического портала newsruss.ru, овощей иностранного происхождения лишь 18%.

 

Впрочем, отечественные поставщики уверены, что после введения контрсанкций проблему с фруктами решить удастся — их реально завозить из стран, которые не попали под эмбарго. А вот овощами и зерновыми россиян смогут обеспечить в полной мере местные производители.

 

Больше всего проблем из-за эмбарго испытывают крупные сетевые магазины, которым приходится перестраивать систему логистики, изменять ассортиментную политику, искать новые источники поставок.

 

"Благодаря эмбарго ассортимент продукции отечественных производителей в магазинах должен только увеличиться. Раньше ретейлеры придерживались принципа, что во всех точках сети должен быть единый ассортимент. Мы не имели права поставлять продукцию напрямую в магазины, везли все до центра приема в городе, оттуда товар доставляли в распределительный центр и только затем развозили по магазинам. Понятное дело, что, поездив 3-4 дня, продукция теряла в свежести и качестве. Сейчас мы надеемся, что от этой системы откажутся, и товар будет поставляться и продаваться в тех точках, рядом с которыми его произвели", — рассказала начальник отдела продаж агрофирмы "Роса" Маргарита Бартеньева.

 

По мнению эксперта, ретейлерам придется начать сотрудничать с небольшими предприятиями. "Они предпочитали работать с крупными транснациональными корпорациями, которые могут их обеспечить любыми объемами продукции, и многие наши компании из-за небольших объемов производства не могли попасть на рынок. Если мы увеличим объемы производства, если на рынок выйдут небольшие компании, сельхозпродукции всем хватит", — прогнозирует Маргарита Бартеньева.

 

Впрочем, введение эмбарго вызовет ряд проблем. "Агропромышленные предприятия Петербурга и Ленинградской области снабжены агрегатами и техникой, которая производится вне границ РФ и республики Беларусь. Может возникнуть проблема с запасными частями к технике, цена на них уже возросла. Нам могут отказать в сервисном обслуживании импортных комбайнов. Проблема возникнет и с приобретением новой техники по уборке картофеля, моркови, и других овощей. Она в основном производится в Голландии, Германии, Америке. У нас и в Белоруссии такой техники нет", — сетует директор ЗАО "Ладога" Александр Перетятько.

 

Таким образом, может увеличиться себестоимость производства, что в конечном счете приведет к росту цен. С другой стороны, сезон уже отработан без учета эмбарго, а значит, резкого скачка ожидать не стоит.

 

"Сейчас цены диктует рынок, а не производитель. Зачастую с наших агропромышленных предприятий продукты уходят на рынок по цене в 30% от розничной. Львиную долю прибыли, как ни крути, получает продавец — сетевые магазины, ретейлеры. Этот сезон мы уже отработали, санкции и эмбарго на цены не повлияли, и рост цен со стороны производителей соотносится с общим уровнем инфляции. Если будет сейчас повышение, то только со стороны продавцов. Как повлияет эмбарго на цены следующего года, сейчас просто говорить рано", — констатировал Александр Перетятько. Между тем, согласно данным Петростата, общий уровень инфляции на продовольственные товары с начала года уже составил 6%.

 

Для полноценного импортозамещения не достаточно просто вырастить сельскохозяйственную культуру на своей земле. Необходимо иметь собственную семенную базу, выращивать из отечественных семян и использовать в хозяйстве технику российского производства.

 

"Россельмаш" и другие комбайностроители закроют нам любые вопросы с зерновыми культурами, со вспашкой полей. Но вот что касается выращивания овощей, то у нас техники такого направления, а тем более такого уровня, как на Западе, просто нет", — отметил директор ЗАО "Ладога" Александр Перетятько.

 

Что касается доли импортных семян, используемых аграриями, то, по данным ФГБУ "Российский сельскохозяйственный центр", в Ленобласти она следующая: зерновые культуры — не больше 2%, плодово-ягодные — не больше 3%, картофель — не больше 7%, овощные культуры — 95%.

 

"По зерновым, плодово-ягодным культурам и по картофелю мы себя в полной мере обеспечиваем семенами и посевным материалом. Но не дай бог нам запретят ввозить семена овощных культур из Европы. Тогда наше сельское хозяйство сядет в лужу", — говорит заместитель директора по семеноводству ФГБУ "Россельхозцентр" по Ленобласти Анна Егорова.

 

Такой уровень импорта посевного материала картофеля связан со специфическими условиями его переработки, считает директор ООО "Семеноводство" Анатолий Лопатин. "Вот если кому-то картофельные чипсы надо сделать или картофель фри, тогда культура выращивается из импортных семян, у нее свойства и форма специфические, которые нужны для такой обработки. Мы для таких нужд семена не селекционируем", — подчеркнул он.

 

Высокая доля использования импортных семян овощей связана с успехами европейских селекционеров. Зарубежные сорта более урожайные по сравнению с российскими. Вопрос в том, удастся ли нам догнать западных коллег.

 

"Эмбарго введено только на один год, а на выведение новых сортов нужно потратить гораздо больше времени. Помимо времени, нужны еще денежные вложения, трудовые. Мы с распада СССР последние 20 лет говорим, что вы все разваливаете — для сельского хозяйства необходимо поддерживать селекцию на соответствующем уровне. Но нас не слушают. Сейчас селекция по многим направлениям развалена, селекционные станции находятся на нищенском положении. Нужны деньги, модернизация оборудования. Для круглогодичной работы селекционных станций надо строить теплицы. Молодежь не идет в селекцию, потому что нет условий, оборудования, зарплаты маленькие. Хорошо, что в братской Белоруссии для этого созданы соответствующие условия, там работа поставлена на качественно иной уровень, много молодых специалистов. Без сотрудничества с ними было бы совсем туго", — подытожила Анна Егорова.

 

Эмбарго поможет решить ряд проблем, которые были в области сельского хозяйства, но вместе с тем сулит новые трудности. Россия может изменить источники импорта фруктов, может сама обеспечить себя достаточным количеством остальных сельскохозяйственных культур. Но по-прежнему зависит от западных партнеров в области научного и технического обеспечения. А для решения этого вопроса одного эмбарго будет уже недостаточно, придется потратить немало времени, сил и средств, чтобы наверстать упущенное.


Илья Смирнов