Члены президентского Совета по правам человека (СПЧ) вчера выступили с критикой подготовленных Минюстом законодательных поправок, расширяющих основания применять силу к заключенным. По мнению правозащитников, формулировки поправок "расплывчаты" и дают сотрудникам Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) возможность "несоразмерного применения" насильственных действий.
Подготовленные Минюстом поправки в законодательство о содержании заключенных, которые вызвали недовольство у членов СПЧ, уже одобрены комиссией правительства по законопроектной деятельности. Раньше в законе "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" не было норм, которые регламентируют применение надзирателями физической силы при сопротивлении заключенных. Недовольство правозащитников вызвали формулировки, которые, по их мнению, предполагают слишком широкое толкование. Так, например, согласно законопроекту, сотрудники колоний и СИЗО смогут применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не действуют (правозащитникам непонятно, что имеется в виду под понятием "несиловые способы"). Если заключенные своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе, сотрудники ФСИН будут иметь право надеть на них наручники или "иные средства ограничения подвижности". Если наручников нет, конвоир сможет использовать "подручные средства связывания".
Параллельно в Минюсте предлагают расширить гарантии личной безопасности сотрудников колоний и СИЗО. Надзиратель будет иметь право выстрелить в заключенного при задержании, если тот попытается завладеть его оружием или приблизится к нему. Какое расстояние должен соблюдать заключенный, чтобы не спровоцировать на применение оружия, в поправках не говорится. В Минюсте "Ъ" дали понять, что скопировали это положение из закона "О полиции".
В президентском Совете по правам человека категорически против предложенной Минюстом инициативы. Председатель совета Михаил Федотов заявил "Ъ", что многие положения поправок могут привести к нарушению прав граждан. "Закон, который бы регламентировал применение спецсредств сотрудниками колоний и СИЗО, безусловно, необходим, но в такой форме он неприемлем,— заявил "Ъ" господин Федотов.— Законопроект требует общественного обсуждения". По мнению члена СПЧ правозащитника Андрея Бабушкина, "поправки нарушают ст. 55 Конституции, которая запрещает принимать законы, умаляющие права и свободы граждан".
Руководитель правозащитного проекта "Гулагу.нет" Владимир Осечкин пояснил "Ъ", что сейчас за необоснованное применение силы в отношении сотрудника колонии могут возбудить уголовное дело по ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). "Если предложенные Минюстом поправки вступят в силу, то привлечь к ответственности по этой статье сотрудников колонии за избиение и пытки заключенных будет намного сложнее, чем сейчас, потому что оснований бить заключенных станет в разы больше. Надзиратели фактически получают сигнал: бить можно",— уверен правозащитник.
В Минюсте с критикой не согласны. Ответственность за превышение полномочий сотрудником УИС в законодательстве существует, отметили в ведомстве. Положение же поправок, которое освобождает сотрудника УИС от ответственности за применение оружия, "соответствует положениям Гражданского кодекса РФ о возмещении вреда, а также Уголовного кодекса РФ, устанавливающего ответственность за преступления против государственной власти". Таким образом, уверены в Минюсте, "законопроект не противоречит Конституции РФ".
Вячеслав Козлов
© Арсеньевские вести, 1992—2022. Индекс подписки: П2436
При перепечатке и при другом использовании материалов, ссылка на «Арсеньевские вести» обязательна.
При републикации в сети интернет так же обязательна работающая ссылка на оригинал статьи, или на главную страницу сайта: https://www.arsvest.ru/