Вера  Кичанова
Новости о российских военнослужащих, погибших на востоке Украины, продолжают поступать от их родственников и «Солдатских матерей». Сегодня, 5 сентября, в село Кува Кудымкарского района привезут тело погибшего солдата Василия Караваева. Как утверждают родные, он скончался в госпитале Ростова-на-Дону после ранения в Донецке. Пресс-секретарь Центрального военного округа Ярослав Рощупкин опроверг эту информацию: по его словам, ЦВО не ведет никаких действий на Украине, а военнослужащие в боях не участвуют.

Вчера в Костроме простились с 28-летним десантником Анатолием Травкиным, который около месяца назад отправился на восток Украины, где погиб в бою. По данным «Первого канала», о своем решении отправиться на Украину Травкин не сообщил ни жене, ни командованию части. «Официально он просто взял отпуск», – сообщается на сайте телеканала. В подмосковном городе Электрогорск по инициативе всероссийской организации «Боевое братство» прошла акция памяти солдата Сергея Ждановича, который погиб в мае в ходе боев за аэропорт Донецка.

«На войну он ушел осознанно. Удерживать его было бесполезно, потому что человек это решение принял сразу. Он сделал так, как должен был сделать настоящий мужчина. Нам его очень сильно не хватает. Но всю оставшуюся жизнь мы будем им гордиться», – рассказала вдова Сергея Ждановича Лариса. И снова, как отмечает «Первый канал», родные погибшего солдата знали, что он поехал воевать на Украину.

Газета «Псковская губерния», издаваемая местным депутатом Львом Шлосбергом (который недавно был избит неизвестными), публиковала расшифровку разговоров двух предположительно псковских десантников, из которой следует, что в боях на территории Украины погибли почти все солдаты 1-й роты 76-й Псковской дивизии ВДВ РФ. Также в переговорах говорится, что 16 августа рота была переброшена на территорию Украины, где 20 августа псковские десантники ликвидировали блокпост украинских военнослужащих и группу бронетехники. Позже у населенного пункта Георгиевка роту накрыли массированным артиллерийским ударом.

Может ли десантник, поняв, что он не на учениях, а на войне, отказаться выполнять приказы, или его будут судить как дезертира? Правду ли говорит «Первый канал», заявляя, что солдаты во время отпуска могут поехать ополченцами воевать в Донбасс? По просьбе Slon юрист Максим Бурмицкий, эксперт рабочей группы по военно-гражданским отношениям Совета при Президенте РФ, в арсенале которого свыше трехсот выигранных дел против военкоматов, объясняет, каков юридический статус бойцов, оказавшихся на Украине или отказывающихся сейчас возвращаться в части из отпуска.
– Участие военнослужащих РФ в военных действиях на Украине трудно отрицать уже даже «Первому каналу» и другим СМИ, активно пропагандирующим точку зрения российских властей на конфликт на Украине. Однако неуклюжие попытки представить их «добровольцами» продолжаются. В частности, одна из версий – военнослужащие берут отпуск и, никого не поставив в известность, едут воевать на Украину. Честно говоря, версия рассчитана либо на совсем не включающих мозг, либо на тех, кто считает, что даже намека на порядок в ВС РФ не существует. Рассмотрим детально, как и где может проводить отпуск военнослужащий РФ.

На время отпуска военнослужащий перестает выполнять обязанности военной службы, но статус военнослужащего со всеми вытекающими ограничениями сохраняет. Для получения отпуска в рапорте на имя командира военнослужащий обязан указать точное место проведения отпуска (даже если он не хочет воспользоваться положенной оплатой за казенный счет стоимости проезда). В случае, если отпуск предполагается проводить за границей, ситуация осложняется тем, что для этого военнослужащему нужно получить разрешение Министерства обороны, своего командования и согласование с Федеральной службой безопасности РФ (согласно Приказу Министерства обороны РФ от 31 июля 2006 г. №250 дсп).

Таким образом, без разрешения командования и ФСБ погранслужба не имеет права выпустить военнослужащего за пределы территории РФ. Поэтому военнослужащий РФ во время отпуска может оказаться на территории Украины только двумя путями – либо с согласия командования и ФСБ, либо обманув командование. В первом случае мы имеем дело с агрессией по определению, утвержденному резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 3314 от 14 декабря 1974 года:

П. g статьи 3 – засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.

Во втором случае мы имеем дело с военнослужащим-преступником, грубо нарушившим законодательство РФ и подлежащим как дисциплинарной, так и уголовной ответственности по ряду статей – от нарушения воинских Уставов до незаконного пересечения границы, участия в незаконных вооруженных формированиях и наемничества. Однако отсутствие информации о возбужденных уголовных делах в отношении таких военнослужащих говорит о верности первого варианта – это агрессия, вне зависимости от того, исполняет ли военнослужащий в это время формально обязанности военной службы или нет.

Также стоит упомянуть про военнослужащих, которые формально были отправлены на «учения», но оказались на территории Украины. Здесь алгоритм действий законопослушного бойца (применительно к сегодняшним реалиям войны на Украине) таков. После того как ему стало известно о том, что он находится на территории другого государства, он должен:


Доложить командованию об этом факте.
Доложить командованию о своем отказе выполнять приказы о дальнейшем нахождении на территории Украины (если есть возможность, в виде письменного рапорта).
Незамедлительно предпринять попытку покинуть территорию Украины и обратиться в Военную прокуратуру с заявлением о факте незаконного пересечения границы его подразделением и о своем отказе выполнять заведомо незаконные приказы командования на чужой территории.
В случае если незамедлительный возврат на территорию РФ не представляется возможным, бойцу необходимо сразу после установления факта своего нахождения на чужой территории явиться в органы МВД Украины с сообщением об этом факте и с последующим уведомлением командования и Военной прокуратуры о своем местонахождении.





В соответствии с п. 2 статьи 42 Уголовного кодекса РФ «неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность». Очевидно, что любой приказ по пересечению границы с оружием без официального объявления войны и уж тем более приказ по применению оружия будет незаконным. А участие в военных действиях без знаков отличия еще и создает состав преступления по ст. 356 УК РФ «Применение запрещенных средств и методов ведения войны».