Ал Пессин
В свете украинского кризиса повестка дня встречи сильно изменилась по сравнению с прошлым саммитом
Когда лидеры НАТО встречались в прошлый раз (это было в Чикаго), первое место в повестке дня занимал Афганистан; Россия считалась партнером в таких областях, как борьба с терроризмом и распространение ядерного оружия. В этом году главной темой саммита станет ответ на российскую аннексию Крыма и вторжение в восточную Украину.
Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен подчеркивает: за это время мир сильно изменился.
«Мы находимся в ситуации, – констатирует он, – когда Россия считает нас противником, и должны к этой ситуации адаптироваться».
В связи с этим НАТО расширяет военное присутствие в странах-членах альянса, соседствующих с Россией. Пример тому – войска в Литве или новые силы, сформированные для нанесения быстрых и сокрушительных ударов в ответ на нападение на любого из членов альянса. Однако НАТО также четко дает понять, что не пойдет на войну с Россией ради защиты стран, не входящих в альянс – в частности, Украины. Тем самым альянс проводит «красную линию», которая, по мнению аналитика Chatham House Ксении Уикетт, может оказаться контрпродуктивной.
«Один из наиболее интересных вопросов, – отмечает она, – не только применительно к этому саммиту, но и вообще, заключается в том, действительно ли НАТО пытается сделать свои красные линии более размытыми, что даст немного больше свободы действий, но при этом заставляет потенциальных противников больше нервничать из-за своих действий, поскольку они не знают, насколько жестким будет ответ».
Лидеры НАТО обсудят вопрос о борьбе с угрозой со стороны группировки «Исламское государство», захватившей территории в Ираке и Сирии и терроризирующей местных жителей и иностранцев. США периодически наносят авиаудары по позициям группировки. Кроме того, США и НАТО оказывают гуманитарную помощь мирному населению.
Афганистан также остается на повестке дня, поскольку силы «Талибана» все громче заявляют о себе. Военная миссия НАТО в стране закончится в декабре, и необходимо получить окончательное одобрение афганского правительства на сохранение в стране небольшого контингента для консультаций и подготовки местных сил.
Еще несколько месяцев назад возникал вопрос, актуально ли существование НАТО в мире после «холодной войны». В последнее время такие разговоры стихли, отмечает директор Chatham House Робин Ниблетт, возглавляющий консультативную группу альянса.
«На этом саммите, – отмечает Ниблетт, – все члены НАТО и их партнеры должны сделать шаг вперед и начать активный диалог друг с другом, третьими странами и своим населением. Это опасный мир, и существование этого альянса обусловлено определенными задачами».