Как эмбарго повлияло на стоимость продуктов в нашей стране



Торговая война с Западом оправданно вызвала серьезное беспокойство со стороны населения. И хотя чиновники обещают, что заметного роста цен из-за объявленного 7 августа эмбарго на поставки продовольствия из ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии не будет и россияне не ощутят дефицита еды, многие помнят начало 1990-х годов, когда прилавки гастрономов были практически пустыми. «МК» провел собственную оценку отечественного продовольственного сектора. Цены, как ни крути, растут. И хотя пока не столь уж значительно, если не считать экзотические для нас продукты, но уже известно, что оптовики задирают стоимость своих поставок минимум на 15–20%. А это значит, что в сентябре цены повысятся весьма значительно. Наверняка появится и дефицит, правда, скорее в области продуктов премиум-класса, которые в основном производятся в странах, подвергнутых российским санкциям. Впрочем, сдержать рост цен можно. Но здесь необходимы два условия: быстрая замена зарубежных поставщиков и усиление конкуренции между торговыми сетями. На собственных производителей надежды мало.


Вето на горох и кукурузу

С тех пор как Россия отказалась от западного продовольствия, уже минул без малого месяц. Отныне въезд в нашу страну закрыт замороженной, свежей и охлажденной свинине, говядине, а также птице. Эмбарго затронуло и фрукты, овощи, орехи, рыбу, сыры, молоко, молочную продукцию, ракообразных и моллюсков. Впрочем, спустя две недели после объявления продовольственных санкций наше правительство пересмотрело «черный список». Дело в том, что под запрет попало то, чего у нас не только нет, но и нечем заменить.

Так, например, не обойтись без мальков атлантического лосося и форели, из которых мы выращиваем отечественную красную рыбу. Они как раз поступали в Россию из Норвегии, которая хоть и не в Евросоюзе, но и ей досталось санкциями. Остались мы и без качественных семян картофеля, лука, кукурузы и гороха. Чиновники также забыли про спортсменов, биодобавки и витамины для которых опять же производятся за границей. В сложном положении оказались диабетики и аллергики, страдающие непереносимостью лактозного молока. Другого в России не производится. Теперь же всем этим ранее запрещенным товарам правительство дало зеленый свет.

При этом чиновники в один голос заявляют, что «колоссальных колебаний цен на сельхозпродукцию нет и не будет». Неустанно следить за ценниками должны специально созданные экономические группы. Постоянный мониторинг цен проводит также и Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

В надежде на Латинскую Америку

Наложив запрет на западное продовольствие, российское правительство сделало ставку на отечественных производителей. Они, по мнению властей, вполне способны заменить импортную продукцию, ведь значительная часть российского вылова той же рыбы раньше не поступала на отечественный берег. Корабли разгружались на рынках Китая, Японии и ряда других стран. Это связано как с логистическими проблемами, удаленностью дальневосточного региона, где вылавливается 80% рыбы, от центра России, так и с недостаточно развитой инфраструктурой наших портов. Теперь же, по словам руководителя Росрыболовства Ильи Шестакова, «российские рыбаки проявляют сознательность в условиях «продовольственных санкций» и снижают экспорт рыбы.

Позитивное настроение сохраняется и в отношении аграриев: в этом году сбор урожая обещает быть неплохим.

Надежды возлагаются на производителей из Латинской Америки и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Эти регионы пообещали буквально закидать нас своим мясом, молоком, овощами и фруктами. Однако пока их продукты попадут на российские столы, пройдет немало времени. По прогнозам экспертов, случится это не раньше октября.

Да и улов той же рыбы вызывает сомнения. Снижение было зафиксировано на уровне 10–15%. Дело в том, что в этом году путина идет с отставанием из-за природных условий.

Казалось бы, временно «перебиться» можно запасами иностранного сырья, но и они фактически на нуле. А те, что должны были попасть в ближайшее время на российский рынок, зависли на таможне, их срок годности подходит к концу. Вернуть их назад будет гораздо дороже их рыночной стоимости.

Поэтому не ожидать повышения цен на продукты было бы глупо. В чем призналось Минэкономразвития. В ведомстве прямо заявили, что в отличие от ВВП, который, по данным за второй квартал, фактически топчется на месте («около нуля»), инфляция растет. Если в мае предполагалось, что она остановится к концу этого года на уровне 5,5–6,6%, то по нынешним прогнозам МЭР, не менее 7,2%. Более того, из этой суммы не менее 1% обеспечат именно продовольственные товары. Если учесть, что доля продовольствия в общей сумме инфляции в России колеблется на уровне 36–38%, то продуктовые цены должны вырасти минимум на 7% до конца года. Таковы последствия «самоналожения» санкций.

Впрочем, дорожали продукты и без санкций. По данным Росстата, в январе–мае 2014 года рост цен составил 7,1%. Наиболее значительно «подросли» овощи и фрукты — на 29,4% и 12,5% соответственно. На 6,2% и 5,6% увеличились цены на мясо и мясопродукты, а также сахар, джем, мед, шоколад и конфеты, на 3,8% — на молочные изделия, сыры и яйца. На масла и жиры, а также на хлебобулочные изделия и крупы цены выросли соответственно на 3,5% и 2,6%.

Тогда подорожание связывали с ослаблением в начале этого года курса национальной валюты. Подлила масла в огонь и, как всегда, запоздалая финансовая помощь государства. Обещанные субсидии фермеры получили на несколько месяцев позже.

Поэтому санкции скорее стали катализатором нынешнего роста цен. И хотя они еще не сказались в полной мере, но уже видно, что нарастает дефицит основных продуктов питания. И дело не только в «экзотических» фруктах, таких как лимоны или авокадо, но и вполне «родных» мясе, картофеле, яблоках и прочей привычной еде.

По данным Росстата, с 19 по 25 августа цены резко выросли на многие из попавших в «черный список» продуктов. Так, охлажденные и мороженые куры в российских магазинах подорожали сразу на 1,4%, хотя за предыдущую неделю цены на них уже и так выросли на 0,9%. Свинина «подскочила» на 0,9%, что почти вдвое превышает прирост предыдущей недели. Сыры подорожали в среднем на 0,4%, мороженая рыба — на 0,3%, сливочное масло — на 0,1%. Яблоки в отличие от большинства других овощей и фруктов, которые к осени традиционно дешевеют, стали дороже сразу на 0,5%. Исключением стали лишь овощи, цены на которые традиционно в это время года снизились в среднем на 2,5%. Поэтому все меньше и меньше верится в заверения правительства о том, что роста цен не будет.

Больной скорее жив, чем мертв

Данные Росстата — это «средняя температура по больнице». Они далеко не всегда и не в полной мере отражают реальное положение дел. Вместе с этим статистика ведомства не может не тревожить — цены на основные продовольственные товары поступательно растут, однако не настолько стремительно, чтобы привести к всеобщей панике.

Для сравнения покупательной способности рядового россиянина с текущей ситуацией на продовольственном рынке редакция «МК» выбрала три торговых точки, где, как правило, привыкла покупать продукты большая часть москвичей и жителей Подмосковья: магазины экономкласса, гастрономы среднего уровня и не самые дорогие рынки.

Первое, что бросается в глаза: в магазинах экономкласса цены за последние недели практически не изменились. Если не считать подорожания мяса птицы, сыра отечественного производства и, по непонятным причинам, кабачков.

Например, курица и российский сыр подорожали всего на 5 рублей за килограмм, что можно отнести к статистической ошибке. Также яблоки отечественного урожая выросли в цене на 10 рублей, а кабачки — на 12 рублей (см. таблицу).

У рядового покупателя такая политика может вызвать вопрос: отчего цены в этом торговом сегменте растут так медленно и только на ряд продуктов? Ведь даже по отчетам Росстата ситуация выглядит явно тревожнее?

Опрошенные «МК» топ-менеджеры этой торговой сети в один голос утверждают, что не хотят потерять покупателя: «Наши основные клиенты — люди не богатые. В основном пенсионеры либо работники бюджетной сферы. Поэтому пугать их высокими ценниками нам не выгодно».

Впрочем, в течение осени и на начало зимы такие магазины будут ориентироваться на ситуацию на продуктовом рынке и повышать свои цены не только в зависимости от инфляции, но и от наполнения продовольственного рынка России различными товарными группами или от возникновения повышенного спроса, а также дефицита на определенные категории.




Гастроном гастроному рознь

Пока с продуктами, по крайней мере в Москве, все спокойно. Нет особого ажиотажа, не наблюдается резкого повышения цен.

Если конкретно, то молоко 3,2%-ной жирности в магазине экономкласса стоит около 30 рублей за литр. В более дорогом гастрономе среднего уровня его, так же как и в начале августа, можно купить за 50–55 рублей. Стоимость молочной продукции также изменилась незначительно. Как уже говорилось, небольшой рост показали отечественные сыры. Однако, например, «Маасдам» французского происхождения как стоил в «экономе» около 270 рублей в начале августа, так на 1 сентября сохранил ту же стоимость. Сыр аналогичного качества в магазине среднего класса — от 400 до 500 рублей за килограмм. На этих прилавках его стоимость также практически не изменилась.

Повышение цен на мясную продукцию, которую наша страна в большом количестве закупает в зарубежных странах, также пока не наблюдается в значительной степени. Стоимость килограмма свинины (окорок) в «экономе» равняется 270 рублям. В гастрономе средней руки цена килограмма свинины доходит до 400 рублей. Однако за эти деньги можно купить не импортный замороженный продукт, а охлажденное, почти совсем свежее мясо.

Говядина, естественно, дороже. Килограмм в зависимости от уровня магазина стоит 600–700 рублей. Впрочем, примерно столько же она стоила на начало августа.

С курицей дела обстоят несколько сложнее. В «экономе» ее можно купить за 115 рублей. В гастрономах классом выше цена охлажденного бройлера доходит до 200 рублей. Причем на конец июля стоимость мяса птицы была ниже: рост составил от 5 до 40 рублей. Однако оптовые продавцы объясняют это удорожание вовсе не продовольственными санкциями. Как раз собственной курицы России хватает на 90–95%. Мы даже экспортируем ее, в частности в Казахстан. Но цена курицы растет с начала года. Это связано с ростом цен на импортные комбикорма, которые используются для откорма птицы. В нашей стране смеси зернового сырья, а также продукты с высоким содержанием белка, витаминов и микроэлементов для кормления животных практически не производятся. До сих пор считалось, что их дешевле и выгоднее закупать за рубежом. Собственное производство требует серьезных инвестиций. Поскольку комбикорма дорожали, взлетели и цены на куриное мясо — объясняют оптовые продавцы.

Что касается овощей и фруктов, то в этом сегменте остается довольно много вопросов. Так, не совсем ясно, почему стоимость отечественных яблок выросла на 10 рублей — до 50 рублей за килограмм, тогда как некоторые зарубежные сорта, напротив, подешевели почти на 20 рублей. Прыгнули в цене и кабачки, хотя в период сбора урожая должно было быть наоборот. Впрочем, пока ситуация на плодовоовощном рынке также стабильная: картофель можно купить за 10 рублей, морковь — за 17 рублей, а помидоры и огурцы — за 45 рублей. Причем в магазинах экономкласса и гастрономах среднего уровня цены примерно одинаковые (правда, качество бывает разное).

Рынок предпочитает отечественное

Как признались «МК» торговцы одного из подмосковных рынков, после введения российских санкций исчезли с прилавков практически все овощи-фрукты из ЕС. Тем не менее безысходности в разговоре не чувствовалось, так как опустевшую нишу заместили их аналоги из России, Ростова, Краснодара, Азербайджана, Грузии и Узбекистана с Таджикистаном. Однако лимоны образца начала августа с 80 рублей за 1 кг к концу месяца «подпрыгнули» до 200 рублей, а в близлежащих магазинах аж до 250! Латинская Америка оставалась стабильной все лето и по части поставок цитрусовых, и по цене, напряжения не наблюдалось, да и пока не ожидается.

Работники рынка сотрудничают напрямую с оптовыми фурами по ночам, без всяких посредников, а также учитывают местные российские традиции, погоду и особенности национального поведения. Так, с Яблочного Спаса цена на яблоки упала с 70 до 50 рублей за 1 кг, ведь наш народ получил «добро» на их употребление. Бывший работник склада, а ныне продавец на рынке говорит: «В сентябре также собираемся снизить немного цены, так как наши покупатели в массовом порядке делают запасы на зиму: закупают картошку мешками, солят капусту и огурцы. Нам же с народом по пути. Повышается спрос, а мы снижаем цены. Всем выгода получается».

Цены на помидоры на конец августа на рынке 30–40 рублей за 1 кг, на отечественный картофель — от 12 до 20 рублей.

Цены на говядину на рынке — 260–380 рублей, цена на охлажденную курицу — 155 рублей за 1 кг. «А вот бразильскую заморозку с весны никто не берет. Наш народ к парному привык», — говорят продавцы.

Спекулянты уже наготове

Стоит отметить, что оценка продовольственного рынка страны, которую проводил «МК», довольно выборочная. Мы не располагаем мониторинговыми возможностями, которые есть у государства и за счет которых чиновники собираются не допустить резкого взлета цен или дефицита продуктов питания. Цены в различных магазинах могут отличаться иной раз на 10–30%. Причем это не всегда зависит от уровня магазина: даже торговые точки одной сети могут давать покупателям разные ценники. И если в непродовольственных сегментах необоснованное изменение цен можно отследить, то рост или снижение стоимости продуктов продавцы могут обосновать десятками способов, большинство из которых будут вполне убедительными.

Например, по данным краевых властей Камчатки, поставщики из Приморского края, Московской области и Санкт-Петербурга, работающие с полуостровом, после введения Россией продуктовых санкций увеличили отпускные цены в среднем на 10–20%, объясняя это отсутствием достаточных запасов продовольствия. Это привело к росту цен в регионе. С начала августа стоимость говядины увеличилась на 3%, свинины — на 7%, мяса кур — на 23%.

Большая зависимость цен ощущается и от транспортной составляющей. Учитывая, что стоимость топлива в нашей стране на 7–8% определяет конечную стоимость продовольствия (по официальным данным).

Судя по всему, пока рано говорить о том, станет ли ближайшее время повторением начала 1990-х годов, когда на прилавках магазинов не было практически ничего, или правительство сможет справиться с голодом и дефицитом.

Ирина Бадмаева, Елена Пылаева

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26612 от 1 сентября 2014