ЕС дал России неделю на деэскалацию конфликта на Украине, иначе — новые жесткие санкции. Москва может потребовать особого статуса для Донецка и Луганска, считает эксперт
Екатерина Кравченко
Петр Козлов
Наталия Биянова
Vedomosti.ru

01.09.2014

На следующий день после первой полноценной встречи с президентом России Владимиром Путиным в Минске и накануне второй (она могла состояться на инаугурации президента Турции) президент Украины Петр Порошенко объявил о резком обострении ситуации: тысячи военных и сотни иностранных танков находятся на территории Украины. На Западе после заявления Порошенко забили тревогу: в тот же день состоялось экстренное совещание Постоянного совета стран ОБСЕ, а Литва экстренно созвала Совет Безопасности ООН.

НАТО и США заявили даже о доказательствах участия российских солдат и техники в боях в Донецкой области — ссылаясь, в частности, на спутниковые снимки конвоев военной техники, которые, как сообщил глава Центра реагирования на кризисы НАТО генерал Нико Так, сделаны в Донецкой области, — но о вторжении России на Украину он не сказал, использовал более аккуратную формулировку «проникновение» (цитата по Reuters).

«Проникновением», а не «вторжением» назвала действия российских войск и пресс-секретарь госдепартамента США Джен Псаки (цитата по Associated Press), она же спустя два дня заявила, что Россия «усилила свое присутствие» и «напрямую использует свои вооруженные силы» (цитата по Reuters). Того же 29 августа на официальном сайте Кремля удерживаемые ополченцами Донецкая и Луганская области впервые были названы Новороссией не в историко-географическом, а в политическом ключе. А вчера Владимир Путин на «Первом канале» потребовал от украинских властей вступить в содержательные переговоры с руководством самопровозглашенных республик о «политической организации общества и государственности на юго-востоке Украины с целью безусловного обеспечения законных интересов людей, которые там проживают».

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков объяснил, что Путин говорил не о суверенитете, а об инклюзивном диалоге Киева с представителями Юго-Востока.

Это заявление президента может означать, что Москва перешла от требования федерализации к требованию фактической независимости Донецкой и Луганской областей, о придании им статуса самоуправляемых территорий со всеми атрибутами государственности, но без отделения, считает академик Алексей Арбатов: «В ООН их не признают, в ШОС и в БРИКС не примут. Но в остальном они будут независимыми, даже со своей валютой или российским рублем. Как Курдистан для Ирака, например».

Решение о новых санкциях будет принято в течение недели, заявила в выходные канцлер ФРГ Ангела Меркель: в первую очередь будут расширены меры против российского топливно-энергетического и финансового сектора.

Если Россия продолжит вести себя так, как сейчас, ее отношения с Европой и США кардинально изменятся, пригрозил премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. Cанкции уже принципиально изменили отношения России с Западом, констатируют аналитики IHS.

Новые санкции могут коснуться новых компаний и лиц, близких к Путину, а также продажи гособлигаций и акций компаний в некоторых отраслях, знают два европейских чиновника, российским компаниям также может быть запрещено использовать европейские фондовые площадки для операций с некоторыми бумагами. Об ограничении закупок нефти и газа из России речи не идет, говорит сотрудник Еврокомиссии.

Великобритания просит ЕС рассмотреть блокировку доступа России к системе обмена межбанковскими финансовыми сообщениями SWIFT. Отключение доступа к SWIFT — серьезная эскалация санкций, считает старший партнер Macro Advisory Крис Уифер, это может вызвать проблемы в международных транзакциях банкам и вызвать сбои торговых потоков.

«Последствия отключения российских банков от системы SWIFT могут стать очень тяжелыми, — признает директор “Проекта национального развития” Андрей Черепанов (в 1998-2000 гг. — директор департамента иностранных операций ЦБ). — Полноценных альтернатив SWIFT по уровню защиты и автоматизации нет, для валютных расчетов можно использовать и другие системы, но только если иностранные банки-корреспонденты согласятся работать через них и им разрешат это их регуляторы». Представитель SWIFT на запрос не ответил.

Найти замену можно, соглашается сотрудник SWIFT, но потребуется время, а запрет парализует глобальные финансовые транзакции российских банков. Вся информация о валютных платежах со всеми иностранными банками идет через систему SWIFT, некоторые отечественные банковские группы используют эту систему для расчетов внутри группы, говорит сотрудник одной из крупных российских систем электронных платежей.

Единства по вопросу о санкциях против России внутри ЕС нет, знает постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов. Мнения расходятся, любое решение требует одобрения 28 стран, признает Пол Айван из European Policy Centre.

Любая жесткая мера скорее приведет к столь же жестким ответным действиям России, считает Уифер. Россия, несомненно, будет реагировать и на новые санкции, уверен Джулиан Купер из Chatham House: затягивание поясов знакомо старшему поколению России, теперь о нем узнают и молодые россияне. Россия может превратиться в страну с военным потенциалом, устойчивым к любым попыткам других держав ослабить ее, предупреждает он.

В подготовке приняли участие Мария Кунле, Елена Сухорукова и Александра Теретьева