Бывший депутат и директор фонда "Открытая Россия" Александр Осовцов - о том, как прекратить войну России и Украины


Марк Крутов

Во время чеченской войны несколько сотен российских солдат и офицеров отказались участвовать в боевых действиях. Ни один из них не понес за это уголовной ответственности – напоминает в своем Фэйсбуке член федерального политсовета оппозиционного движения "Солидарность", бывший депутат Государственной Думы России, оппозиционный политик и соратник Михаила Ходорковского по фонду "Открытая Россия" Александр Осовцов. По словам Осовцова, любой солдат имеет право не выполнять приказ командования, если командиры отказываются предоставить этот приказ в письменной форме. Осовцов предлагает бесплатную юридическую помощь любому российскому солдату, отказавшемуся от участия в "преступной агрессии" России против Украины.

Александр Осовцов пишет:

 


"Я никогда не просил перепостов, не прошу и сейчас. Но по понятным причинам у меня мало знакомых в российской армии, поэтому если по возможности эта информация дойдёт до тех, кого она непосредственно касается, я буду признателен.

В связи с массовым участием российских военнослужащих в войне против Украины тем, кто участвует в этом или может оказаться в роли участника с российской стороны важно знать следующее:


1. По действующему российскому законодательству, включая подзаконные акты военного ведомства и других силовых структур, каждый военнослужащий при получении приказа имеет право потребовать его в письменной форме. К ситуации направления военнослужащих в любые районы спецопераций, боевых действий, КТО и т.п. это относится в полном объёме, а уж за пределами РФ - тем более.

2. В случае непредоставления приказа в письменной форме о действиях, указанных в п.1, военнослужащий имеет право отказаться от выполнения приказа.

3. Во время чеченской войны несколько сотен российских солдат и офицеров отказались участвовать в боевых действиях, и ни один из них не понёс уголовной ответственности.

4. В случае привлечения любого из российских военнослужащих, которые откажутся от выполнения такого рода приказов в отношении боевых действий в Украине к уголовной ответственности я готов лично, как российский адвокат, осуществлять их защиту, или помогу найти другого квалифицированного и порядочного адвоката.

5. Я прекрасно понимаю, что мне легче рассуждать о приказах, границах правового поля и т.п., чем тем, кто окажется в подобных обстоятельствах, принять решение отказаться подчиняться вышестоящим. Но я верю, что такие найдутся, и готов быть рядом с ними.

Я опускаю много юридических подробностей ввиду формата поста на фб. Думаю, смысл всем понятен. Участие в преступной агрессии - преступление против морали. Выполнение заведомо преступного приказа - уголовное преступление".


Радио Свобода связалось с Александром Осовцовым и попросило его прокомментировать свою позицию:

- Как бы вы охарактеризовали то, что происходит сейчас на востоке Украины? Это полноценная война или все-таки еще нет?

- Я считаю, что это абсолютно полноценная война. Может быть, пока еще стороны используют еще не все силы и средства. Во Вьетнаме или в Ираке в свое время американские войска использовали отнюдь не всю свою мощь, но никому не приходит в голову сказать, что словосочетание "вьетнамская война" не имеет права на существование. Это была война. То же самое и здесь: коль скоро российские военные в составе своих частей и соединений находятся на территории Украины и принимают участие в боевых действиях, это война.

- Вы призываете российских солдат отказываться от выполнения приказов, если речь идет об отправке на Украину. По вашему мнению, это действенный способ остановить войну?

- Я не писал призывов, я лишь написал, что тот, кто хочет отказаться, имеет для этого полную правовую возможность. Каждый должен решать сам за себя. Это, конечно, не может прекратить войну, но это может дать возможность тем людям, которые не хотят в ней участвовать, этого не делать. Причем не делать на абсолютно легальной основе. Я не случайно упомянул, что я знаю о достаточно большом количестве случаев, когда российские военные отказывались участвовать в боевых действиях в Чечне и ни один из них не понес за это уголовной ответственности.

- Что могут сделать обычные Россияне, которые так же, как и вы, не хотят этой войны?

- Граждане любой страны могут заявлять о своей позиции в любой легальной форме, включая участие в индивидуальных и легальных массовых акциях, включая выступления в прессе, в социальных сетях. Надо просто общаться с людьми и разъяснять эту позицию. Все мы, по крайней мере, взрослые люди, помним: как ни относись к вьетнамской войне, главным фактором ее окончания было массовое, активное антивоенное движение в США.

- Есть ли шанс, что такое антивоенное движение появится в России?

- На данный момент этот шанс очень мал, так же, как мало людей, которые занимают внятную антивоенную позицию. Но: к великому сожалению разрастание конфликта всегда приводит, широко говоря – к расширению списка проблем, а в более узком и гораздо более печальном смысле – к увеличению числа убитых и раненых. Очень не хочется так думать, но логически я не представляю себе другой ситуации кроме той, когда "грузы 300" и "200" (раненые и убитые – прим. РС) заставят многих задуматься и осознать, что никому из нормальных людей эта война просто не нужна.