Московские эксперты о новых явлениях в российском политическом дискурсе
Роман Ошаров
«Мы… призываем Россию… положить конец незаконной поддержке сепаратистов», – говорится в распространенном 31 августа заявлении Совета Национальной безопасности США.
Тем временем Владимир Путин в эфире «Первого канала» российского телевидения призвал к переговорам по вопросам «политической организации общества и государственности на юго-востоке Украины». Правда, не раскрыв, что именно он подразумевает в данном случае под «государственностью».
Напомним, что недавно Путин уже использовал термин «Новороссия», обращаясь к вооруженным пророссийским сепаратистам, блокировавшим украинских военных.
Каков же политический смысл терминологической новации, использованной российским президентом?
Независимый политолог Александр Гольц сетует на то, что в нынешней ситуации « сложно расшифровывать кабалистику» Кремля – в условиях, когда Россия фактически ведет войну с Украиной, но всячески это отрицает.
«Это, – рассуждает Гольц, – может быть намек на готовность к тому, что Донбасс должен быть включен в состав Украины на особых условиях, а может быть – и поддержка сепаратистов, которые требуют отделения от Украины».
Генеральный директор «Российского совета по внешней политике»Андрей Кортунов полагает, что спектр возможных интерпретаций «государственности "Новороссии"» достаточно широк.
«Это может быть расширенная автономия, о чем говорили и в Киеве, которая может распространяться на финансовые вопросы, региональный язык и принципы организации местной власти вплоть до создания самостоятельного государства», – сказал Кортунов корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».
«С точки зрения российского руководства, – продолжает московский эксперт, – это подчеркивает, что регионы юго-востока Украины должны иметь особый политический, экономический и социальный статус».
По словам пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова, Владимир Путин говорил не о статусе региона, а об инклюзивном диалоге с участием украинских властей.
«Появились трактовки, – заявил Песков, – что, дескать, президент говорил о том, что это переговоры о государственности востока Украины. Если просто почитать его заявление, то понятно, что это не так. Президент говорил о тех самых инклюзивных переговорах, необходимость которых была акцентирована достаточно давно еще в документах, которые подписывались в самых разных форматах».
Русская служба «Голоса Америки» намерена обратиться и к другим экспертам за комментариями по поводу изменений российского политического дискурса.