Борис Брук
27 августа 2014

Результаты сразу нескольких опросов общественного мнения, опубликованные за последние месяцы, показали, что имидж России за рубежом резко ухудшился. Социологи связывают эти изменения с агрессивной политикой России в отношении Украины. При этом, как отмечает эксперт ИСР Борис Брук, внутри самой России общественные настроения зеркально противоположны.
Исследование общественных настроений в 44 странах мира, проведенное Pew Research Center и опубликованное в июле, показало, что Россия сегодня «заметно непопулярна», что во многом связано с ее политикой в отношении Украины.

Заметная негативная динамика наблюдается в США и странах Европы, где неблагоприятное мнение о России имеют соответственно 72% и 74% населения. Еще год назад это соотношение составляло 43% и 54%. Наиболее резко изменилось отношение к России у жителей Украины: если в 2011 году негативно о России отзывались 11% опрошенных, то в 2014-м их число возросло до 60%. При этом в странах Латинской Америки, Азии, Африки и Ближнего Востока общественное восприятие России изменилось в худшую сторону незначительно.

Только в четырех странах из 44-х, где проводился опрос, большинство респондентов заявило о своем позитивном отношении к России: это Вьетнам (75%), Китай (66%), Греция (61%) и Бангладеш (60%). В трех из них (за исключением Греции) более половины респондентов также одобрили действия российского президента.

Между тем в большинстве стран доверие к действиям Путина находится на крайне низком уровне. В таких странах, как Испания, Польша и Франция, президенту России не доверяют более 80%. Даже на Украине этот показатель ниже: внешнеполитические действия российского президента Владимира Путина не одобряют 73% украинцев.

В США негативное отношение к внешней политике Путина выросло на 26% по сравнению с 2012 годом, с 54% до 80%. Эти цифры подтверждают тенденцию, зафиксированную еще в феврале этого года социологической службой Gallup, согласно которой за последние 20 лет негативное отношение американцев к России достигло исторического максимума. По оценкам Gallup, около 44% американцев сегодня считают Россию «недружественным» государством, а 24% населения видят в России врага.

В самой России между тем преобладают диаметрально противоположные настроения. Так, по данным Pew Research Center, 83% россиян поддерживают внешнюю политику, проводимую Путиным (в 2012 году – 69%). А согласно недавнему опросу Gallup, такой же процент жителей России выражает поддержку лидерству Путина в целом. На графике Gallup, приведенном ниже, видно, что начиная с 2008 года уровень одобрения Путина постоянно снижался, а в 2014-м резко подскочил, достигнув 83%.
В целом, согласно опросам Gallup, большинство россиян (73%) считает, что политическое руководство ведет страну в правильном направлении. Рекордно высоких значений достиг уровень доверия к действиям правительства (64%) и вооруженных сил (78%), а также уровень удовлетворенности свободами (65%). При этом выборы считают честными 39% российских граждан.

Поддерживая политику президента, большинство россиян резко критически настроено в отношении политики, проводимой лидерами США и ЕС, – их деятельность одобряют лишь 4% и 6% россиян соответственно. Власти Китая, наоборот, пользуются высокой поддержкой россиян – их работу одобряют 42%

.
Политика Кремля нанесла имиджу страны серьезный ущерб, однако благодаря эффективному использованию механизмов негативной консолидации общества перед лицом внешнего врага режим сумел создать параллельную, искаженную реальность внутри страны, которая, в свою очередь, обеспечивает высокую поддержку курса Путина

В 2008 году на волне патриотизма более половины россиян заявляли о том, что Россия является сверхдержавой. В 2014 году ситуация повторилась: 63% опрошенных считают, что возвращение России статуса великой державы состоялось. Как отмечают социологи, это «максимальный показатель за все годы замеров». Неслучайно на вопрос «О чем, по вашему мнению, прежде всего свидетельствует присоединение Крыма к России?» самым распространенным ответом (79%) был «О том, что Россия возвращается к своей традиционной роли “великой державы”, утверждает свои интересы на постсоветском пространстве». По словам экономиста Сергея Алексашенко, сегодня более 40% россиян неразрывно связывают понятие «великая держава» с наличием сильной армии, при том что доля граждан, прежде всего отмечающих необходимость обеспечения надлежащего уровня благосостояния страны, сегодня составляет лишь 25%.

Напомним, что именно возвращения России «статуса великой, уважаемой державы» ждали от будущего президента более половины россиян (55% в 2000 и 58% в 2004 году). Решению этой задачи как нельзя лучше способствует «маленькая победоносная война», сопровождаемая жесткой пропагандистской кампанией в СМИ. Как отмечают западные СМИ, державные устремления российского режима и его «агрессивная позиция на мировой арене» вызывают явно негативную реакцию в большинстве стран, поскольку во многих случаях Россия в целом отождествляется с правящим режимом.

Как отметил социолог «Левада-центра» Денис Волков в интервью ИСР, в России и на Западе на сегодняшний день сформировались разные «картины мира». Это во многом обусловлено тем, что общественное отношение к событиям определяет подача информации в СМИ. Украинский кризис в интерпретации российских СМИ сильно отличается от подачи западных СМИ. «В России доминирует точка зрения власти, и основным источником информации является телевидение, которое смотрят более 90% населения. Неслучайно для большинства россиян происходящее на Украине – это гуманитарная акция, помощь своим. Многие просто не понимают, как страны Запада могут поддерживать “фашистов” и “бандеровцев”. При этом большинство россиян считает, что Россия выступает сегодня в роли миротворца и спасителя», – отмечает Волков.

За рубежом великодержавные устремления российского режима и его «агрессивная позиция на мировой арене» вызывают явно негативную реакцию, что непосредственно влияет на отношение к стране. При этом, как показывают опросы, во многих случаях происходит отождествление России и правящего режима. Политика Кремля нанесла имиджу страны серьезный ущерб, однако благодаря эффективному использованию механизмов негативной консолидации общества перед лицом внешнего врага режим сумел создать параллельную, искаженную реальность внутри страны, которая, в свою очередь, обеспечивает высокую поддержку курса Путина. Тем не менее бороться с пропагандистской машиной Кремля возможно, при чем начать можно с самого элементарного – с индивидуального уровня. В период политической поляризации, когда проблема противопоставления понятий «мы» и «они» становится все более острой, каждый делает личный выбор – поддаваться воздействию пропагандистских кампаний или искать альтернативную информацию.