На встрече в Минске с участием президентов Украины, Белоруссии, Казахстана и представителей ЕС президент России Владимир Путин предпочел говорить об экономике, а не о политике. Призыв президента Украины Петра Порошенко рассмотреть его мирный план остался без публичного ответа. Путин демонстрирует, что не считает Порошенко равноправным партнером для обсуждения вопросов войны и мира — это предмет для переговоров Москвы и Вашингтона, считает эксперт.
Встреча президентов Таможенного союза, Украины и комиссаров ЕС проходила в минском Дворце независимости. Первым в столицу Белоруссии прибыл Порошенко. До общей встречи он провел двусторонние переговоры с верховным представителем Европейского союза по внешней политике Кэтрин Эштон, президентом Белоруссии Александром Лукашенко и президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. У Путина, прибывшего в Минск последним из участников, двусторонних встреч до общего заседания не было.
Перед началом переговоров в общем формате Путин и Порошенко пожалидруг другу руки и снялись на общую фотографию. Многосторонние переговоры продлились четыре часа, после чего лидеры отправились на рабочий обед. О том, состоится ли двусторонняя встреча Путина и Порошенко, не сообщалось, хотя президент Казахстана Нурсултан Назарбаев призвал их встретиться, «чтобы, глядя друг другу в глаза, понять, что происходит, и принять решение».
Речь Путина в основном была посвящена сотрудничеству между ЕС, Украиной и Таможенным союзом. Отметив, что Россия всегда уважала суверенный выбор любого народа «в организации собственной политической жизни, в организации союзов, и военных, и экономических союзов», Путин выразил надежду, что «это будет происходить не в ущерб другим участникам международного общения и не за наш счет». Возможные потери России от свободной торговли Украины и ЕС для России он оценил в 100 млрд рублей. Менее конкурентоспособная украинская продукция будет вытесняться с самого украинского рынка прежде всего в Россию и в другие страны Таможенного союза, назвал одну из угроз Путин. «Россия в этой ситуации, конечно же, бездействовать не может», — сказал Путин. О тех же опасениях он говорил после первой встречи с Порошенко в июне в Нормандии.
По поводу войны в Донбассе он ограничился заявлением о том, что ситуацию «нельзя разрешить путем дальнейшей эскалации силового сценария без учёта насущных интересов юго-восточных регионов страны и без мирного диалога с их представителями».
Речь Порошенко, напротив, в большей части была посвящена политическому урегулированию военного кризиса. По его словам, «сегодня в Минске, безусловно, решается судьба мира и судьба Европы». Он предложил собравшимся поддержать его мирный план, который предусматривает экономическое восстановление Донбасса.
Для начала стабилизации, по словам Порошенко, нужен эффективный контроль на российско-украинской границе, освобождение заложников. Порошенко заявил, что готов обсуждать различные варианты, которые обеспечат такую стратегию выхода, которая позволит участникам кризиса «сохранить лицо». Угрозы Таможенному союзу от соглашения с ЕС он не видит, оно совместимо со свободной торговлей Таможенного союза.
Тема политического урегулирования на Украине превалировала и в выступлениях Эштон, Лукашенко и Назарбаева, который поддержал идею экономической помощи Донбассу.
Лукашенко предложил участникам по окончании встречи подготовить итоговый документ. Но он признал, что «колоссального прорыва» ждать не стоит.
Директор Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ Тимофей Бордачев призывает «вспомнить, с чего все начиналось»: «Год назад Москва предупреждала своих европейских партнеров и Киев, что они поступают безответственно, игнорируя российскую обеспокоенность экономическим сближением ЕС и Украины». В Минске Путин повторил аргументы, выдвинутые российской стороной. Военно-политическая ситуация в Донбассе, уверен Бордачев, не обсуждалась в отсутствие представителей США. «Порошенко — не тот партнер, с которым нужно обсуждать вопросы мира», — говорит эксперт. Но в настоящее время администрация Барака Обамы не готова к прямым российско-американским переговорам по будущему Украины.
Урегулировать спорные вопросы в торговле возможно, говорит профессор НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский: Россия в подобной ситуации уже договаривалась со странами Восточной Европы, которые в 2004 году вступали в ЕС и подписывали с союзом такие же соглашения о зоне свободной торговли, тогда были проведены переговоры и решены абсолютно все вопросы. Решение потребует большой технической работы, замечает Портанский: Украина является членом зоны свободной торговли СНГ, в которой действует 400 соглашений, 40 из них для Украины являются критическими. Цифру в 100 млрд рублей возможного ущерба эксперт считает завышенной, а проблема низкокачественного украинского импорта в Россию, по его словам, может быть решена таможенными процедурами.
Полина Химшиашвили, Александр Артемьев
Читать полностью:http://top.rbc.ru/politics/26/08/2014/945216.shtml