Правозащитники направили запросы в силовые ведомства о судьбе десантников, предположительно погибших на Украине
Президентский Совет по правам человека обратится в Генпрокуратору по поводу предположительно погибших на Украине десантников и угроз в адрес журналистов, которые пытаются расследовать эти случаи. Об этом «Газете.Ru» рассказал глава СПЧ Михаил Федотов. Депутат Госдумы Дмитрий Гудков отправил аналогичный запрос на имя Сергея Шойгу. Также правозащитники намерены установить контакты с украинскими властями по поводу обмена военнопленных и заложников.
«У нас были сегодня заседания профильных комиссий. И они приняли решение обратиться в соответствующие органы власти как России, так и Украины. От имени СПЧмы напишем письмо в Генеральную прокуратуру, чтобы она расследовала ситуацию в Пскове — и вокруг погибших десантников, и вокруг журналистов», — заявил в среду «Газете.Ru» Михаил Федотов.
В понедельник стало известно о тайных захоронениях военнослужащих дислоцированной в Пскове 76-й воздушно-десантной дивизии.
Корреспондент «Газеты.Ru», побывавший в Пскове, лично видел три свежих захоронения. В двух лежат военнослужащие Леонид Кичаткин (29 лет, погиб 19 августа) и Александр Осипов (20 лет, погиб 20 августа). Еще в одной — Сергей Волков, судя по табличке на кресте, погибший 11 июля в возрасте 27 лет.
Местный областной депутат Лев Шлосберг, занимающийся собственным расследованием, полагает, что потери псковской дивизии за время конфликта на Украине могут составлять 100–160 человек. Об этом Шлосбергу, по его собственным словам, рассказал информированный знакомый, близкий к дивизии, однако депутат не приводит конкретных доказательств. При этом никакой официальной информации нет, а все попытки журналистов выяснить, при каких обстоятельствах погибли десантники, наталкиваются на противодействие военных.
«Информации нет — значит, информации нет! – заявил корреспонденту «Газеты.Ru» офицер в штабе части 07264, не посчитавший нужным представиться. – Поведение СМИ – это предательство! Пока Министерство обороны не решило, не нужно совать свой нос куда не просят!»
«Есть вещи, о которых нельзя рассуждать. Раз есть какая-то политическая воля, что-то сделали, там наверху пусть несут ответственность. Президент сочтет нужным – обратится к народу, не сочтет – политика есть политика. Война есть война. Раз не считают нужным информацию давать, значит, нет информации», — заявил «Газете.Ru» председатель Псковского регионального отделения Союза десантников Владимир Никишин.
Между тем вчера находящийся в Пскове журналист «Дождя» Владимир Роменский сообщил, что ему и журналисту «Русской планеты» Илье Васюнину угрожали. На кладбище, где они осматривали могилы десантников, неизвестные люди забросали камнями их машину, а после, когда они попытались пообщаться с родственниками погибших, им посоветовали не задавать «слишком много вопросов», иначе они могут бесследно исчезнуть в окружающих Псков болотах. Также об угрозах сообщала корреспондент петербургского издания «Фонтанка.ру» Ирина Тумакова. А на главного редактора агентства «Телеграф» Сергея Ковальченко напали двое неизвестных и отобрали у него фотоаппарат.
Глава СПЧ подчеркивает, что угрозы журналистам тянут на несколько составов преступлений. «То, что произошло с журналистами в Псковской области, содержит составы преступления, и не одного. Это и 144-я статья Уголовного кодекса, которая говорит о воспрепятствовании профессиональной деятельности журналиста. И статья об умышленном уничтожении чужого имущества. Это все серьезные уголовные статьи, за которые предусмотрено до шести лет».
Также правозащитники намерены установить контакты с украинскими властями по поводу обмена военнопленных и заложников.
Между тем в среду СБУ Украины начал досудебное расследование против задержанных российских десантников по обвинению в терроризме.
В их планы входят встречи с украинским генералом Владимиром Рубаном, который занимается обменом заложников и военнопленных.
«Мы хотим с ним договориться о сотрудничестве, — говорит Федотов. — В частности, нас волнует судьба Андрея Стенина. Там достаточно много людей, мы должны принять все меры, чтобы вернуть их домой, к семьям. Члены нашего совета намерены лично встретиться с генералом Рубаном».
Однако Михаил Федотов отказался назвать их имена «из соображений безопасности». «На Украине идет война. Работа правозащитников, которая носит абсолютно гуманитарный характер и которая должна быть абсолютно безопасной, к сожалению, очень опасна».
Правозащитники уже принимают активное участие в расследовании случаев гибели российских военнослужащих при непонятных обстоятельствах, предположительно в ходе конфликта на Украине.
Во вторник члены СПЧ Сергей Кривенко и Элла Полякова обратились также в Следственный комитет России с просьбой выяснить обстоятельства гибели девяти контрактников из разведгруппы дислоцированной в Чечне 18-й мотострелковой бригады. В Комитете солдатских матерей Ставропольского края, где подготовили список погибших, утверждают, что они был убиты в ходе боевых действий в Донбассе.
В среду вечером пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что слухи о похоронах якобы российских десантников под Псковом требуют дополнительной проверки, передает ИТАР-ТАСС. По словам Пескова, «безусловно, наверняка эта информация соответствующими ведомствами проверяется».
Сергей Кривенко отметил в разговоре с «Газетой.Ru», что российские правозащитники также направят запрос украинским властям, чтобы сопоставить списки погибших и раненных российских солдат.
Между тем пролить свет на обстоятельства гибели российских военнослужащих намерены и думские оппозиционеры.
По информации «Газеты.Ru», депутат Госдумы Дмитрий Гудков подготовил запрос на имя главы Минобороны Сергея Шойгу. По его словам, вопросы он составил на основе колонки журналиста Олега Кашина.
Депутат ждет от министра разъяснений, действительно ли бойцы 76-й дивизии ВДВ участвуют в операциях по ту сторону российско-украинской границы. Кроме того, его интересует, сколько бойцов дивизии, действующих и бывших, числятся погибшими в Ростовской области. Далее он задается вопросом, есть ли среди тех, кого украинские СМИ называют погибшими российскими солдатами, военнослужащие дивизии и те, кто из нее недавно уволился. Наконец, Гудков просит проверить, получали ли родственники погибших солдат материальную помощь в обмен на молчание.