Как два привычных цвета стали преступлением

 

Таганский суд Москвы постановил поместить под домашний арест четверых спортсменов-экстремалов, которые подозреваются в том, что раскрасили верхушку высотного здания на Котельнической набережной в цвета украинского флага. Александр Погребов, Алексей Широкожухов, Евгения Короткова и Анна Лепешкина обвинены по двум статьям УК РФ - 213 (хулиганство) и 214 (вандализм). Сами они вины своей не признают. Спортсмены говорят, что занимались бейсджампингом - прыгнули с парашютом с 28-го этажа высотки, а на крыше даже не были и никаких флагов не рисовали.

 

С самого утра среды, 20 августа, в интернете распространились фотографии шпиля высотного здания на Котельнической набережной в центре Москве. Шпиль был покрашен в желтый цвет, венчавшая его пятиконечная звезда - в желтый и голубой. Ну и чтоб не было никаких сомнений, к звезде привязали обычный украинский флаг на древке. Реакция властей оказалась потрясающей. Мэрия моментально нашла и привлекла рабочих, которые за несколько часов сняли флаг и закрасили сомнительные цвета, а полиция уже к середине дня объявила о задержании подозреваемых на 48 часов.

 

Сначала в СМИ их называли «альпинистами», к вечеру среды были обнародованы их имена. Это оказались спортсмены-экстремалы Александр Погребов, Алексей Широкожухов, Евгения Короткова и Анна Лепешкина. Первоначально их обвинили в вандализме. В полиции поспешили сообщить, что у задержанных есть многочисленные административные наказания. В столице это обычно свидетельствует о том, что гражданин многократно принимал участие в несанкционированных оппозиционных митингах.

 

Однако, судя по профилям в социальных сетях, Погребов и Широкожухов - никакие не оппозиционеры и вообще не политические активисты. Они спортсмены-экстремалы, занимающиеся бейсджампингом - прыжками со стационарных объектов: зданий или вышек. Увлекаются прыжками в воду, парашютным спортом как таковым и путешествиями. Ни единого упоминания об оппозиции, ни слова о событиях на Украине. Зато очень много фотографий прыжков с крыш и мостов.

 

Общественный резонанс был очень сильным. Ни одно еще граффити такой сильной реакции в российском обществе не вызывало. Достаточно проехать на любой электричке по Москве, чтобы из граффити вдоль дороги многое узнать о любви к футбольным клубам и выходцам с Кавказа. Но об уголовных делах по этому поводу что-то не сообщалось. Обозреватель издания Forbes Лиза Сурганова сфотографировала высотку на Котельнической набережной со двора, там все стены разрисованы, но это и до сих пор правоохранительные органы не волнует.

 

Раскрашенный же шпиль высотного здания стал событием дня. Многие называли это словом «осквернение», а тех, кто это сделал – «злоумышленниками». При этом уголовного преследования им не желал практически никто. Разве что лидер «Другой России» Эдуард Лимонов, который душой и сердцем давно находится в Новороссии, предложил «пойманных  бросить в толпу народа, собравшегося на митинг в поддержку русского восстания на Донбассе. А полиция пусть отвернётся на 15 минут». А вот президент Украины Петр Порошенко акцию одобрил. В видеообращении, опубликованном на его странице в фейсбуке, он призвал украинцев всего мира вывесить свои национальные флаги.

 

В четверг положение спортсменов заметно ухудшилось. К «вандализму» им добавили 213-ю статью УК РФ – «хулиганство». Дело, скорее всего, в том, что максимальный срок за «вандализм» небольшой - три года. То есть, подозреваемых отпускали бы под подписку о невыезде. Максимальный же срок по хулиганской статье - семь лет, достаточно для того, чтобы провести время до суда в следственном изоляторе.

 

Параллельно выяснилось, что дело получило очень высокий приоритет. Официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева заявила агентству РИА «Новости», что переквалификация дела с «вандализма» на «хулиганство» произошла по инициативе этого ведомства. Более того, дело изъято из отдела дознания ОВД Таганского района Москвы и передано в главное следственное управление ГУ МВД России. Во второй половине дня пресс-служба ГУ МВД объявила, что ведомство будет ходатайствовать об аресте всех четверых подозреваемых.

 

Вечером все они были доставлены в Таганский суд Москвы - там происходят аресты по особо важным делам, рассматриваемым главным следственным управлением ГУ МВД. Всем были инкриминированы «вандализм» и «хулиганство» по предварительному сговору и в составе организованной группы. То есть, следствию предстояло доказывать, что нарисованный украинский флаг на здании - это «грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу» да еще и «по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы». И это была бы нелегкая работа: флаг любой страны сложно считать «грубым нарушением общественного порядка». Украинский, как и любой другой государственный флаг, до этого никогда не вызывал расовой или национальной ненависти. Разве что под воздействием телевизионной пропаганды самым впечатлительным стало казаться, что на желто-голубом фоне можно разглядеть фашистскую свастику.

 

Все четверо экстремалов не признали свою вину. Они пояснили, что действительно под утро 20 августа совершили прыжок с 28 этажа высотного здания. При этом на крыше они не были и украинский флаг не рисовали. Да, у них действительно есть административные наказания, но не за оппозиционную деятельность, а все за те же прыжки с парашютом в неподходящих для этого местах. Все произошедшее спортсмены назвали «чудовищным стечением обстоятельств».

 

Решение суда оказалось беспрецедентно мягким - все четверо получили домашний арест сроком на один месяц, несмотря на то, что следствие ходатайствовало о настоящем заключении под стражу. На том основании, что хулиганство - это тяжкое преступление. Обычно ходатайства о мере пресечения суды подтверждают почти автоматически, так что решение Таганского суда - редчайший случай. «Я, конечно, доволен, но домашний арест для невиновного это как-то все равно...», - цитируетв своем твиттере журналист Егор Сковорода подозреваемого Широкожухова

 

В это же самое время в социальных сетях обсуждали, уместно ли теперь носить желтые рубашки с синими джинсами и публиковать фотографии пшеничных полей на фоне голубого неба. А полиция, по сообщениюиздания «Русская планета», задержала рабочих, которые покрасили опору воздушной линии электропередач в желто-голубой цвет. Вообще, это корпоративные цвета МОЭСК - Московской объединенной электросетевой компании. Но пришлось объясняться, говорить, что рабочие отчего-то пожалели белую краску.

 

Главному следственному управлению ГУ МВД теперь придется проводить одиннадцать экспертиз по изъятым у парашютистов вещественным доказательствам. Если дело после этого не развалится и дойдет до суда - это будет очень странный процесс. Примерно такой же, как дело группы Pussy Riot, когда суд (и полстраны вместе с ним) обсуждали, уместно ли плясать в храме и полагается ли за это уголовное наказание. Но там хотя бы трое подсудимых не отрицали, что это сделали действительно они.

 

 

Андрей Козенко