Данила Гальперович

 

Российские эксперты рассуждают, зачем Москве понадобилась эпопея с гуманитарной помощью

 

«Гуманитарный конвой» из примерно 270 военных КАМАЗов, перекрашенных в белый цвет, вечером 15 августа оставался там же, куда он прибыл за сутки до этого – недалеко от российского города Каменск-Шахтинский и на расстоянии в 35 км от российско-украинской границы. Весь день пятницы прошел в согласованиях между четырьмя сторонами – российской, украинской, ОБСЕ и представителями Международного комитета Красного Креста – всех вопросов, связанных с передачей гуманитарного груза под ответственность МККК.
    
В конце дня стало ясно, что переговоры не особенно продвинулись по причине того, что в Красном Кресте не уверены в безопасности работы его сотрудников, которым придется опекать конвой по пути его следования от российско-украинской границы к Луганску.

Почти пустые КАМАЗы

Журналистам и наблюдателям ОБСЕ позволили ознакомиться с содержимым белых КАМАЗов – водители открывали кузов любой машины, которую хотели осмотреть желающие, и там оказывались мешки с гречневой крупой, бутылки с питьевой водой или спальники. Многие западные журналисты отметили повторяющуюся странность – кузов практически всех машин, которые им удалось осмотреть, был заполнен далеко не полностью, иногда грузовики выглядели почти пустыми. Глава постоянной наблюдательной миссии ОБСЕ Поль Пикар наблюдал за тем, как украинские таможенники и пограничники появились на российской стороне границы и начали готовиться к работе с гуманитарной помощью.
    
Однако позже из Женевы пришло официальное сообщение МККК, в котором цитируется руководитель Управления оперативной деятельности МККК в Европе и Центральной Азии Лоран Корба: «От обеих сторон в конфликте мы все еще ждем гарантий того, что наши сотрудники смогут выполнять свои обязанности в безопасных условиях и при соблюдении наших гуманитарных принципов. С учетом сложностей с логистикой и обеспечением безопасности осуществление данной операции займет какое-то время, и мы призываем власти обоих государств сделать все возможное для скорейшего решения оставшихся вопросов».

Москва и Киев обвиняют друг друга

В отсутствии гарантий безопасности для МККК Россия и Украина обвиняют друг друга: министр обороны России Сергей Шойгу в разговоре со своим коллегой из США Чаком Хейгелом, как говорится в официальном сообщении Минобороны России, «указал на срочную необходимость прекращения огня на Украине и обеспечение безопасных "коридоров" для доставки гуманитарной помощи и эвакуации из зоны боевых действий гражданского населения».

Украина же заявляет, что уговоры пророссийских сепаратистов для обеспечения ими безопасного проезда гуманитарной колонне – это дело России, которая, по словам официального Киева, продолжает снабжать боевиков оружием.

Отдельное беспокойство Киева и западных правительств вызвали сообщения британских журналистов о том, что на территорию Украины со стороны России вечером 14 августа вошла колонна бронетехники. Российский посол в Великобритании Александр Яковенко был вызван в британский МИД, где ему было указано на недопустимость подобных действий со стороны России. Представители НАТО заявили, что подтверждают информацию о вхождении колонны бронемашин, и также указали Москве на всю серьезность последствий такого шага.

Официальные лица в Москве яростно опровергали то, что своими глазами видели как минимум три журналиста, находившихся на российско-украинской границе. Минобороны России заявило, что «подобные заявления, основанные на каких-то фантазиях, а вернее сказать, предположениях журналистов, не должны являться предметом серьезного обсуждения высшими должностными лицами любой страны».

Тем не менее, журналисты в течение всего 15 мая видели двигающиеся к границе России и Украины группы бронетехники и военных грузовиков, а иногда и пусковые ракетные установки.

Что же стоит за российской акцией по доставке гуманитарной помощи в Украину? Об этом «Голос Америки» спросил у российских экспертов и политологов.

Александр Гольц: сепаратистам нужно перемирие для перегруппировки

Военный эксперт и редактор интернет-издания «Ежедневный журнал» Александр Гольц сообщил Русской службе «Голоса Америки», что, по его мнению, «более-менее понятно, что в ближайшие недели тех, кого в Кремле называют ополченцами или движением сопротивления, не ждет ничего хорошего».

«В общем-то, Украина, не обращая внимания ни на потери своих войск, ни на гибель мирных жителей (признаем это откровенно), продолжает то, что называется антитеррористической операцией. Очевидно сейчас, что тем, кого Москва называет ополченцами, нужно перегруппироваться. И само движение конвоя по территории, которая является зоной боевых действий, де-факто приводящее к прекращению огня – то, что и требуется этим “ополченцам”», – говорит эксперт.

Кроме того, по мнению Гольца, операция была задумана как пропагандистская: «В ситуации, когда Киев продолжает антитеррористическую операцию и, в общем-то, страны Запада не осуждают его за это, Россия предстает со своими выкрашенными в белое грузовиками как единственная страна, которую волнует гуманитарная катастрофа на востоке Украины».

Пустоту в кузовах белых КАМАЗов редактор «Ежедневного журнала» объясняет следующим образом: «По моему опыту, а мне приходилось ездить в подобных конвоях, часть машин всегда идет недогруженной. Я не берусь сказать, какой процент, но МЧСовцы исходят из того, что машина может сломаться, а времени чинить ее нет. Конвой должен двигаться. Поэтому ее убирают с пути, а то, что в ней находится, перегружают в другие машины».

Андрей Пионтковский: Путин проявляет нервозность

Политолог Андрей Пионтковский в интервью «Голосу Америки» обращает внимание на то, что российский МИД «удивительно прозорливо предупредил о том, что готовятся провокации против этого конвоя на украинской территории».

«Это можно будет использовать либо для полномасштабного ввода войск, либо, если все-таки пока Путин решиться на это не готов, для информационной войны против Украины. В общем, этот сюжет представляет массу интересных возможностей в рамках так называемой “гибридной войны”», – говорит эксперт.

Андрей Пионтковский обратил внимание на очевидную нервозность, которую, по его мнению, проявляет Владимир Путин в последнее время: «История с выступлением Путина в Крыму странная: ясно, что готовилось одно, а выступление оказалось другим, очень невнятным.

Это не первый раз: некоторое время назад анонсировали всем региональным отделениям государственной телерадиокомпании России, чтобы они на 8 часов вечера не занимали время, вроде, будет обращение Путина к нации – и не было этого обращения. Еще за неделю до этого ждали какого-то судьбоносного заседания Совета безопасности – и ничего судьбоносного сказано не было. Все эти странные события свидетельствуют о какой-то борьбе либо в голове одного человека, либо о реальных каких-то разногласиях наверху, о существовании партии войны и партии мира».

По словам политолога, в этой ситуации и «белый конвой», и массированное движение техники около границы может быть свидетельством того, что Владимир Путин готовится с реализации сразу нескольких планов в отношении Украины и пока не остановил свой выбор ни на одном из них.