Леонид Никитинский
обозреватель «Новой», член Совета по правам человека при президенте РФ
Отвечая на вопросы самых умных людей страны — «политактива» депутатов в Ялте — президент Путин, по сообщению ИТАР-ТАСС, попенял Европейскому суду по правам человека высокой политизированностью «большинства его решений» и допустил возможность выхода России из-под его юрисдикции. «Но пока этот вопрос на повестке дня у нас не стоит, — успокоил он Европу. — В принципе, конечно, это возможно, но пока мы с ними дискуссии ведем».
Перефразируя верного соратника президента Бориса Грызлова, ЕСПЧ — не место для дискуссий. Там за закрытыми дверями между собой спорят судьи, а решения суда должны строго исполняться — в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 года, которую РФ ратифицировала в 1998 году.
Местом для дискуссий в Страсбурге считается Парламентская ассамблея Совета Европы (это через речку). Но и там представителю страны, «вышедшей из-под юрисдикции ЕСПЧ», слова тогда уж не дадут: членство в Совете и признание юрисдикции суда в Страсбурге — это такой комплексный обед, выбрать одно блюдо, а от второго отказаться никак не получится.
Аналогичные претензии, кстати, предъявляли ЕСПЧ Голландия и Швеция (по частным поводам), а в особенности Великобритания и Турция. Российские политики высказывают недовольство судом в Страсбурге давно, но на уровне президента и с такой прямотой оно прозвучало впервые. Но ведь до сегодняшнего дня никто из стран-членов Совета Европы не ставил и вопрос о пересмотре существующих между ними государственных границ, что тоже может породить обращения в ЕСПЧ. Говорить об основаниях и конструкциях таких жалоб пока преждевременно, но у заинтересованных лиц на их составление в любом случае останется полгода.
Дело в том, что денонсировать Конвенцию о защите прав человека и основных свобод можно: это прямо позволяет ее статья 58. Но такая денонсация (прецедентов, впрочем, не было) происходит «по истечение шести месяцев после направления уведомления Генеральному секретарю Совета Европы, который информирует об этом другие Высокие Договаривающиеся Стороны» (в том числе, Украину, тоже являющуюся членом Совета Европы). При этом «Денонсация не освобождает соответствующую Высокую Договаривающуюся сторону от ее обязательств в отношении любого действия, которое могло явиться нарушением таких обязательств и могло быть совершено ею до даты вступления денонсации в силу».
Кроме того, в соответствии со статьей 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы являются не только «международные договоры» (к числу коих относится Европейская конвенция), но и «общепризнанные принципы и нормы международного права». Будем надеяться, что со стороны России это просто блеф, но нарушение ею этих последних на фоне денонсации Конвенции поставило бы нас в очень сложное правовое положение: как бы вместо Страсбургского суда не светил нам Гаагский трибунал.
В этом смысле я не разделяю себя со своей страной и прошу не приписывать мне злорадного желания увидеть самого себя вместе с нею на скамье подсудимых. Это даже не страшилка, а элементарный прогноз, который может сделать всякий, кто прочтет Европейскую конвенцию. Совет Европы создавался сразу после Второй мировой войны как организация мира, никаких танков или другого вооружения у него нет. Но в шутках с ЕСПЧ не стоит переходить (государственные) границы.
© Арсеньевские вести, 1992—2022. Индекс подписки: П2436
При перепечатке и при другом использовании материалов, ссылка на «Арсеньевские вести» обязательна.
При републикации в сети интернет так же обязательна работающая ссылка на оригинал статьи, или на главную страницу сайта: https://www.arsvest.ru/