На АЗС за литр 95-го требуют уже почти 35 рублей7
Пока большинство прогрессивных россиян с тревогой следят, насколько подорожает французская фуа-гра и испанский хамон, с завидным упорством ползет вверх ценник на один из самых востребованных в нашей стране товаров — бензин. Причем западные санкции здесь абсолютно ни при чем. Россия сама является крупнейшим производителем «черного золота» и, соответственно, горючего. Почему тогда цены на топливо каждый год растут не меньше, чем на 10%? Вывод очевиден. Это происходит из-за налоговых маневров правительства, от которых страдают не столько нефтяные компании, сколько рядовые автолюбители. Рыночная стоимость горючего формируется исходя из целого ряда составляющих: добыча, транспортировка, переработка и розничная наценка. Вроде все просто. Но только не в нашей стране.
В России, несмотря на сложную логистическую цепочку — большинство месторождений находятся далеко от перегонных заводов и рынков сбыта, — наибольшая доля стоимости горючего (60–65%) состоит из налогов и сборов, которыми правительство обкладывает нефтяные холдинги. Доходы бюджета зависят от экспорта энергоресурсов, поэтому государство старается отжать это направление по максимуму.
В бюджеты разного масштаба добытчики «черного золота» платят несколько видов налогов — на добычу природных ископаемых (НДПИ), экспортные пошлины (на сырую нефть и на светлые и темные нефтепродукты), налоги на имущество, налог на прибыль.
Государство почти ежегодно меняет свою налоговую политику в отношении добывающих компаний, увеличивая нагрузку сначала в одной, потом в другой части. Производители тоже не сидят на месте. Они распределяют свои налоговые отчисления так, чтобы максимально повысить чистую прибыль.
В этом году чиновники готовят очередной сюрприз — они предлагают провести «большой налоговый маневр», суть которого заключается в следующем. С одной стороны, государство вдвое сокращает экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, с другой — увеличивает размер НДПИ.
Логика этой инициативы заключается вот в чем. Поскольку экспорт энергоресурсов станет дешевле, компании увеличат свои поставки за границу. В свою очередь, бюджет компенсирует выпадающие доходы за счет роста сборов за добычу. Более того, в 2016 году казна должна дополнительно получить 87 млрд рублей, а собственно нефтяная отрасль сможет повысить свою прибыль на 260 млрд рублей.
О рядовых автолюбителях чиновники также не забыли. Ограничить рост цен на розничном рынке они собираются за счет снижения акцизов на нефтепродукты. Государственные мужи полагают, что в результате бензин будет дорожать не более чем на 1,5 рубля в год.
На деле ситуация с ценами для конечных потребителей горючего несколько иная. Если нефтяные компании действительно извлекают из налоговых изменений выгоду и увеличивают свою прибыль, то для населения фискальные маневры выливаются в ощутимый удар по карману. По данным Росстата, за семь месяцев этого года цены на топливо в России выросли почти на 7%. Если в январе литр АИ-95 можно было купить за 32,4 рубля, то сейчас его стоимость не ниже 33,92 рубля. Причем это по официальным данным. В реальности на АЗС за литр 95-го требуют уже почти 35 рублей. Скажете, инфляция? Не совсем верно.
Разумеется, общий рост цен на товары и услуги играет немалую роль в динамике тарифов на топливо. Сказывается и падение курса рубля.
Только гораздо большим стимулом для повышения прейскуранта на заправках является то, что налоговую политику в отношении нефтяников государство уже начало проводить, а аналогичное решение в отношении для розничного рынка отложило до 2017 года. Нефтяники качают больше сырья за рубеж, а на внутреннем рынке возникает дефицит. Следовательно, цены растут. К этому стоит прибавить повышенный спрос на топливо во время посевной и сбора урожая. Такими темпами к концу года бензин может вырасти в цене на 16–17%. А чиновники прогнозировали, что рост не превысит инфляции в 5%.
Россия — страна нефти и газа. Но предпочитает давать заработать нефтяным магнатам, а не субсидирует население. А вот в Венесуэле все не так. Цены на бензин в этой стране не меняются уже 17 лет. Литр горючего стоит там 9 сентимов, а заправка 50-литрового бака — 4,5 боливара. Американский доллар стоит 6,3 боливара. Другими словами, полный бак бензина в Венесуэле обходится водителю всего в 75 центов, или примерно 25 рублей.
Николай Макеев
© Арсеньевские вести, 1992—2022. Индекс подписки: П2436
При перепечатке и при другом использовании материалов, ссылка на «Арсеньевские вести» обязательна.
При републикации в сети интернет так же обязательна работающая ссылка на оригинал статьи, или на главную страницу сайта: https://www.arsvest.ru/