Минобрнауки впервые аннулировало ученую степень по жалобе «Диссернета»

Андрей Заякин

Сооснователь сообщества «Диссернет»

 

«Диссернет» принимает множественные поздравления: замминистра образования и науки Л. М. Огородова подписала приказ о лишении ученой степени доктора наук давней клиентки «Диссернета», Галины Жуковой. Галина была самым молодым доктором наук в России (защитилась в 26 лет). А ее сестра Лидия Федякина до апреля 2014 года возглавляла РГСУ, но была уволена с поста ректора — тоже из-за скандала вокруг диссертации. Правда, ученой степени Федякина не лишилась — вышел пресловутый срок давности. Галина Жукова и сама ранее работа в РГСУ, была начальником управления молодежной политики, информации и общественных связей университета, а также доверенным лицом президента Путина.

Мало кто заметил при этом, что также лишился ученой степени по собственному заявлению старший преподаватель института теологии и международных отношений имени Маммадибира ар-Рочи в Махачкале Дибир Магомедович Калантаров. Нам приятно, что наши усилия, вопреки утверждениям недоброжелателей, не заканчиваются на стадии «покричали в интернете».

А усилий кейс Жуковой потребовал значительных. Чиновники от образования пытались нейтрализовать нашу апелляционную жалобу. Диссертационный совет сделал все от него зависящее, чтобы я как автор жалобы не узнал вовремя о проведении заседания. Диссовет отказался выдать мне материалы заседания, и накатал безграмотную кляузу министру Ливанову, что мою жалобу не следует принимать во внимание, так как ее писали несколько разных людей, и подписана она якобы не мною. Моих представителей, в нарушение норм российского законодательства о представителе по доверенности, не допускали на заседания Экспертного совета и Президиума ВАК. А затем замминистра Л. М. Огородова публично возмущалась, что нас якобы приглашают на Президиум, а мы «по два-три раза» не приходим. Специально для Людмилы Михайловны сообщаем: мы бы и рады прийти, но ваши сотрудники (в частности, руководитель отдела ученых степеней С. В. Игнатьев) отменили в стенах МОН действие нормы о представителе по доверенности.

Однако нельзя считать, что результатом этой борьбы стала победа добра над злом, что Министерство образования и науки стало главным противником плагиаторов. В пятницу мы получили приказ 494/нк об отказе в удовлетворении апелляции по докторской диссертации профессора Инженерно-экономического института МАИ Добровой Катрины Бениковны. В диссертации Добровой 2011 года «Диссернет» нашел целых 266 страниц, непрерывно совпадающих с другим источником — диссертацией некоего В. И. Щедрова 2005 года. Все отличия, как правило, сводятся к известному приему «мясо-шоколад»: на месте прилагательного «отраслевой» (диссертация Щедрова) у Добровой стоит слово «инновационный». Фактически, по убеждению «Диссернета», диссертация Добровой ничем не отличается диссертации Щедрова, кроме этой контекстной замены и титульного листа. И это не единственная сомнительная работа в совете 521.007.01, где она защищалась.

Очевидно, что Министерство образования и науки, правомерно лишив Жукову степени, вовсе не изменило своей общей политики в отношении плагиаторов. Наоборот, редкостным цинизмом выглядит подписание в эти же дни приказа по Добровой, в чьей диссертации тараканы сильно жирнее, чем у Жуковой. Не могу не обратиться публично к заместителю министра Огородовой. Уважаемая Людмила Михайловна! Мы пытаемся конструктивно взаимодействовать с вашим ведомством и надеемся, что выход таких приказов, как 494/нк, обусловлен банальным неизучением нашей жалобы, а не чем-то более предосудительным. Иначе мы вынуждены будем думать, что Галина Жукова была лишена степени из совсем других соображений, нежели борьба с плагиатом, порученная вам министром Ливановым и премьером Медведевым.