Карина Романова, Рустем Фаляхов, Иделия Айзятулова
Санкции в отношении экспорта технологий, используемых в нефтегазовой отрасли, могут не только замедлить и сделать нерентабельными энергетические проекты в Арктике, но и снизить темпы добычи на российских месторождениях, сообщается в докладе Fitch Ratings. Отечественным компаниям придется разрабатывать технологии самим или искать новых партнеров. Однако одновременно со снижением объемов добычи могут подскочить цены на нефть.
Новые санкции в отношении экспорта технологий российским нефтегазовым компаниям могут осложнить поддержание текущих темпов добычи ресурсов на истощающихся месторождениях в Западной Сибири, говорится в докладе Fitch Ratings. Это связано с тем, что методы повышения нефтеотдачи пластов, используемые на данных браунфилдах (месторождение со степенью выработанности более 75%), близки к тем, которые применяются при извлечении сланцевой нефти. А подобные технологии — одна из ключевых целей санкций со стороны западных стран, напоминает Fitch.
В среднесрочной перспективе, полагают аналитики международного рейтингового агентства, дискриминационные меры могут привести к откладыванию развития части более масштабных российских проектов, в частности в Арктике. Учитывая, что в долгосрочной стратегии российских нефтяных компаний Арктика занимает одну из ключевых позиций, такой эффект от санкций может стать достаточно неприятным. «Освоение Арктики — ключевая задача стратегии развития «Газпром нефти» до 2025 года», — говорится в материалах на официальном сайте компании. К 2050 году арктический шельф будет обеспечивать от 20 до 30 процентов всей российской нефтедобычи, а добыча первой арктической нефти ожидается уже в 2018 году, говорится на официальном сайте «Роснефти».
Если санкции будут действовать на протяжении длительного времени, то они даже могут сделать арктические проекты нерентабельными, утверждают аналитики Fitch Ratings. Российским компаниям нужно будет разработать технологии самостоятельно или найти других партнеров в данной сфере.
Влияние на добычу ресурсов с месторождений в Западной Сибири будет зависеть от того, попадут ли они под определение сланцевой нефти. В то время как российские месторождения постепенно истощаются, нефтяные компании начинают применять все более сложные методы добычи.
Например, «Газпром нефть» делает все больше скважин — 43% всех скважин в 2013 году против 4% в 2011-м — методом горизонтального бурения. Метод многозонного гидроразрыва пласта в прошлом году был применен в добыче на 57% высокотехнологичных скважин, а в 2011 году этот показатель составил всего 3%.
Таким образом, подытоживают аналитики Fitch Ratings, ограничение доступа к технологиям для российских нефтегазовых компаний может «негативно сказаться на их способности успешно разрабатывать трудноизвлекаемые запасы, фактически уменьшая экономически рентабельный срок разработки зрелых месторождений».
Опыт работы с нетрадиционными месторождениями у российских компаний достаточно ограничен, поэтому они все больше зависят от совместных предприятий с западными компаниями, при помощи которых становится возможным получить технологии и оборудование.
По этой причине санкции могут негативно сказаться на всех подобных совместных предприятиях, среди участников которых, в частности, зарубежные ресурсодобывающие ExxonMobil, Royal Dutch Shell, BP, нефтесервисные компании Schlumberger, Halliburton и Baker Hughes.
Очевидно, что компании, уже вложившие средства в российские проекты, заинтересованы в их дальнейшей разработке. Например, предмет договоров Total и BP с «ЛУКойлом» и «Роснефтью» соответственно — разработка российских горючих сланцев. Ранее глава департамента разведки и добычи Total Ив-Луи Даррикаррер напрямую назвал санкции против России угрозой для проекта «Ямал СПГ», который рассчитывался с условием приобретения американских технологий для систем охлаждения. «Да, мы нуждаемся в американских технологиях, — заявил Даррикаррер. — Поэтому нам необходима кооперация, а не конфронтация». Кроме того, Даррикаррер заявил, что Россия будет вносить наибольший вклад в добычу нефти компанией Total к 2020 году, и сообщил о планах компании увеличить свою долю в НОВАТЭК с 17,8 до 19,4%.
Из числа российских компаний, которые могут серьезно пострадать из-за санкций, аналитики Fitch Rating перечислили «Роснефть», «Газпром нефть» и в меньшей степени «ЛУКойл», НОВАТЭК и «Татнефть». В «Роснефти» «Газете.Ru» сообщили, что в настоящий момент в компании проводится оценка возможного влияния санкций ЕС, ограничивающих поставки оборудования для отечественной нефтяной отрасли. Однако в компании не считают, что такой запрет может серьезно сказаться на планах компании.
«Уже понятно, что многие позиции из перечня оборудования для «Роснефти» не критичны, поставщики аналогичной продукции есть в России либо в странах, не входящих в Еврозону», — заявляют в отечественной компании.
У «Роснефти» есть четкое понимание по путям решения вопросов с поставками необходимого оборудования, хотя переориентация закупок займет некоторое время. При этом 29 июля глава компании Игорь Сечин заявил, что в связи с санкциями «Роснефть» не исключает сдвига по времени в реализации некоторых проектов.
Российские эксперты не исключают, что в некоторой перспективе санкции западных стран, введенные против отечественных нефтегазовых компаний, могут отразиться не только на будущих проектах, но и на добыче с действующих месторождений.
«Выводы экспертов Fitch не лишены оснований, — считает начальник аналитического отдела УК «КапиталЪ» Андрей Верхоланцев. — Из-за санкций нефтедобыча у российских нефтяных компаний должна снизиться». Как пояснил эксперт, это связано с тем, что на старых месторождениях обычно работают западные компании, владеющие технологиями и оборудованием, которые повышают нефтеотдачу. «Зарубежные НК теперь будут вынуждены прекратить работу, завершить контракты с российскими компаниями и забрать оборудование», — говорит он. В качестве альтернативы оборудованию компаний тех стран, которые наложили санкции, можно использовать технику китайских партнеров, отмечает Верхоланцев, однако на это потребуется время.
Впрочем, по мнению некоторых аналитиков, сокращение добычи может пойти на пользу России.
«Запрет на финансирование проектов и закупку западного оборудования — серьезная проблема, и добыча нефти из-за санкций действительно сократится. Однако соразмерно со снижением объемов добычи подскочат цены на нефть, что для России очень хорошо», — сказал «Газете.Ru» ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. Текущая цена нефти марки Brent составляет $105,7 за баррель.
В 2013 году Россия заняла второе место по добыче нефти в мире с долей 12,9% после Саудовской Аравии, на которую приходится 13,1%. Ближайший конкурент, который быстро догоняет Россию по объемам добычи данного ресурса, — это США: американская нефть в прошлом году составляла 10,8% от всех объемов добытой нефти в мире. При этом прирост в добыче нефти у Штатов был наивысшим среди всех стран в 2013 году: американские производители увеличили добычу на 13,5% по сравнению с 2012 годом. Россия же за аналогичный период нарастила добычу нефти всего на 1,3%, следует из статистического обзора мировой энергетики BP.
Доходы России от экспорта нефти в 2013 году снизились на 4%, до $173,7 млрд с $180,9 млрд годом ранее, следует из данных Федеральной таможенной службы (ФТС). Данный показатель снизился как для дальнего зарубежья (минус 4,2%), так и для стран СНГ (минус 0,7%). В физическом выражении экспорт российской нефти в прошлом году снизился почти на 1,5%, с 239,9 млн до 236,6 млн тонн.
© Арсеньевские вести, 1992—2022. Индекс подписки: П2436
При перепечатке и при другом использовании материалов, ссылка на «Арсеньевские вести» обязательна.
При републикации в сети интернет так же обязательна работающая ссылка на оригинал статьи, или на главную страницу сайта: https://www.arsvest.ru/