30 июля Льву Шлосбергу — российскому политическому деятелю, председателю Псковского регионального отделения партии «Яблоко», депутату Псковского областного Собрания депутатов исполнился 51 год. К сожалению, Лев не преодолел пресловутый «муниципальный фильтр» и не сможет участвовать как кандидат в выборах губернатора Псковской области.

В день его рождения мы решили узнать у Льва Шлосберга: как он видит будущее России и свое будущее в политике.



- Почему для вас так важны выборы губернатора Псковской области?

- Сейчас, на мой взгляд, для тех людей, кто хочет спасти, привести в порядок свою землю, нужно заниматься своей территорией. Федеративная политика российских властей антифедеративна. Федеральные власти сейчас разрушают Федерацию, притом делают это системно, не случайно, не по ошибке. Идёт уничтожение региональной и муниципальной жизни, полномочий, бюджетов. Нужно спасать свою землю.

У меня в связи с такой ситуацией есть версия, что губернатор области может больше сделать в этом направлении, чем депутат Государственной Думы и даже весь парламент. Потому что сейчас у губернатора всё же есть возможность принимать решения, выстраивать свою региональную политику.

- Что, на ваш взгляд, важно сейчас для граждан России, для страны в целом?

- России нужна система законной смены власти. Сейчас невозможно даже представить, что какая-либо оппозиционная партия может прийти к власти на выборах. Можно попытаться прорваться в Государственную Думу. Но десять, двадцать честных людей, пришедшие в парламент, ничего не смогут принципиально изменить. Да, появляется трибуна и возможность точечных действий. Но возможности изменения всей системы с парламентской площадки сегодня нет. В обществе должна накопиться критическая масса настроения для того, чтобы изменения стали неизбежными. Сейчас этой массы нет. Нужно дождаться.

- Ваш прогноз для всех нас на ближайшее время?

- Государство в его нынешнем виде уверенно движется к своему концу. Возникает ощущение, что власти потеряли ориентацию в историческом пространстве. Они перепутали верх и низ, право и лево. Они считают, что ползут наверх, но на самом деле стремительно катятся вниз. Они за очень короткое время окончательно уничтожат национальную экономику. Невозможно создать самодостаточную экономику одной страны в условиях экономического бойкота в глобальном экономическом мире.

Масштаб кризиса таков, что третий крах империи теперь практически неизбежен. Первый крах в 1917 г. был связан с Первой мировой войной и революцией большевиков, второй крах в 1991 г. был связан с глобальным экономическим кризисом СССР и банкротством централизованной монопольной власти. Никто не знает, каким будет новый крах и сколько он будет стоить – не в деньгах, а в человеческих жизнях. Возможно ли будет пережить этот крах цивилизованно? Никто не скажет.

Ситуация конфликта с Украиной показывает, что скорее нет. Возникает ощущение, что крупнейшие базовые фундаментальные решения принимает обезьяна с дубиной, только дубина у нее ядерная. Это страшно с исторической точки зрения, потому что при таком раскладе разрушено будет всё.

- И какой выход из данной критической ситуации?

- Нужно пытаться участвовать в изменении всей системы федеральной власти. А для этого нужна общенациональная общественная (не только политическая) сила, которой пока что в России нет. И нужна критическая масса общественной поддержки этой силы. Сейчас, к сожалению, такой общероссийской политической силы на совершенно забетонированной российской политической поляне нет. Как создать её, как взяться за этот общероссийский рычаг — это для меня сегодня большой вопрос.

Если возвращаться к стране в целом, то сегодня нет общенациональной программы полного базового коренного переустройства России, вокруг которой можно было бы собрать пятьдесят миллионов человек, что достаточно для победы на президентских выборах. Хотя сама по себе эта программа очень проста. Это десять пунктов – буквально как десять заповедей: Свобода слова, честный непредвзятый суд, честные выборы и дальше по пунктам. Только десять пунктов. Больше не надо. Всё остальное — детали.

Я очень хорошо помню, что было в 1980-е годы, помню тот огромный эмоциональный общественный заряд. Власти практически шли в кильватере этих общественных настроений. Но этот заряд был настолько бездарно растрачен.

Чтобы накопилась такая же по мощи энергия общества, должно пройти 20—25 лет. Если посмотреть на календарь, то уже прошло около двадцати лет с периода Перестройки. И вроде бы должно начаться ТО время. Но если посмотреть за окно — мы не видим никакого эмоционального общественного подъема. Наоборот, народ под давлением политики властей самоустраняется от политической и общественной жизни, отдает эту сферу худшим людям.

Нужно накапливать этот народный потенциал. Нужно заниматься просвещением народа — никакого другого лекарства нет. Тем более сами возможности просвещения, образования сейчас в техническом отношении наилучшие с точки зрения всей истории человечества.

Окно нашего общего шанса ещё остаётся. Но чтобы им воспользоваться, чтобы не упустить шанс, нужно быть очень профессиональными и очень терпеливыми.