Боевые действия на юго-востоке Украины приносят все новые жертвы и оставляют все меньше сомнений в том, кто именно и чьим оружием воюет на стороне так называемых Донецкой и Луганской народных республик. По последним официальным данным, к 25 июля потери украинской стороны (вооруженных сил, нацгвардии, территориальных спецбатальонов МВД и СБУ) составили 325 погибшими и 1232 ранеными. С того времени погибли еще не менее 5 военнослужащих и не менее 55 получили ранения. Поскольку на Украине сегодня существует небывалая прежде свобода слова, а власти находятся под пристальным вниманием общественности, вряд ли приведенные цифры существенно отличаются от истинных. Да украинской стороне и нет смысла сильно занижать собственные потери. Ведь Киев не без оснований считает нынешний сепаратистский мятеж агрессией со стороны Москвы, и большие потери только свидетельствовали бы о масштабе агрессии. К тому же украинская сторона никогда не скрывала свои наиболее масштабные однократные потери: 49 человек, погибших в самолете, сбитом в Луганском аэропорту, и 19 убитых в результате обстрела нацгвардейцев из установки "Град". Кстати сказать, основные потери были понесены не в регулярных боях, а в ходе партизанской войны: в сбитых самолетах и вертолетах, при подрыве на фугасах и т.п. Украинские военные утверждают, что часто подвергаются обстрелу с российской территории. Об этом свидетельствуют и американские спутниковые снимки.
Достоверных сведений о потерях мирного населения нет. По последним официальным данным Минздрава Украины, на 11 июля в зоне АТО погибли 478 гражданских лиц, из них 30 женщин и 7 детей. Ранены 1392 человека, среди них 108 женщин и 14 детей. Нет сомнения, что потери мирных жителей учтены гораздо хуже, чем потери военных. Кроме того, в последние две недели, когда бои переместились в пригороды Донецка и Луганска, а также в некоторые другие города Донбасса, жертвы среди мирных жителей, к несчастью, значительно возросли. Поэтому можно не сомневаться, что число погибших гражданских лиц в несколько раз больше, чем 478 человек, и давно уже перевалило за 1000. В это число также входят несколько десятков человек, убитых сепаратистами из-за их симпатий к Украине или просто в рамках уголовных разборок. Тела этих жертв, в частности, были найдены в захоронении в освобожденном Славянске. Надо также иметь в виду, что боевики порой сами обстреливали городские кварталы, чтобы создать подходящую картинку для российских телеканалов.
О потерях сепаратистов никаких официальных данных нет. Это и неудивительно. Вспомним Гражданскую войну в России: даже о потерях Красной Армии не было сколько-нибудь достоверных данных - что уж говорить о потерях противостоявших красным формирований. Точно так же можно не сомневаться, что у Стрелкова, Беса, Лешего и других полевых командиров нет сколько-нибудь регулярного учета собственных потерь. Да и на практике подсчитать их невозможно. Неизвестно, погиб ли тот или иной ополченец, перешел в отряд другого командира или просто вернулся в Россию. Руководство сепаратистов представляет себе лишь порядок цифр собственных потерь.
А о том, каков этот порядок, можно судить по их фейковым публикациям о потерях, которые будто бы понесли украинские войска. Эти публикации охотно тиражируют российские телеканалы. Так, Первый канал 24 июля обнародовал донесение, якобы составленное министром внутренних дел Арсеном Аваковым 15 июля. Согласно этому документу, потери армии и других силовых структур к тому моменту составили 1600 убитыми и 4723 ранеными. Правда, совершенно непонятно, почему сводку о потерях представляет шеф МВД. Ведь формально АТО возглавляет СБУ, а фактически - Генштаб, и сводки потерь составляет уж точно не Аваков. И тут же другой фейк - записка главы СБУ Валентина Наливайченко президенту Петру Порошенко о будто бы массовом дезертирстве в украинской армии и ее небоеспособности. И текст вроде бы написан на украинском, и грозная президентская резолюция присутствует. Да вот беда, инициалы президента написали по-русски, а не по-украински - П.А. Порошенко, тогда как должно быть П.О. Порошенко (по-украински он не Алексеевич, а Олексійович).
Опыт той же Красной Армии, но уже в Великой Отечественной войне, свидетельствует, что советские командиры в донесениях обычно определяли немецкие потери так, чтобы они были примерно равны истинным советским потерям. Поэтому можно предположить, что в действительности безвозвратные потери ополченцев-сепаратистов примерно впятеро превосходят потери украинских силовиков. И это не кажется удивительным, поскольку после возобновления АТО после перемирия успех явно клонится на сторону украинской армии. Ведь ополченцы в своем большинстве состоят из тех, кто в армии служил достаточно давно и не имел опыта действий вместе со своими нынешними товарищами в составе боевых подразделений. К тому же подавляющее большинство бойцов ДНР и ЛНР - маргиналы, как украинские, так и российские. Причем россияне преобладают как среди командиров, так и среди рядовых боевиков, по крайней мере тех, кто участвует в активных боевых действиях. Негативно сказывается на действиях ополченцев отсутствие координации действий между их командирами, которые все не могут решить, кто главнее.
Украинская же армия, усиленная добровольческими батальонами, оказалась значительно более боеспособной, чем думали в Кремле. Там приняли на веру сделанные еще в самом начале крымского кризиса заявления украинских генералов о том, что у них способны воевать только 6 тысяч человек. На самом деле тогдашние руководители Минобороны Украины очень не хотели воевать, да и за сдачу Крыма надо было оправдаться. В действительности украинская армия по боеспособности не очень отличается от российской, только вот по численности меньше раз в шесть. Но с ополчением, пусть и почти не уступающим ей по вооружениям (те же танки и "Грады"), справиться она в состоянии.
О том, что дела у ополченцев обстоят неважно и что среди них множество российских добровольцев, говорится в статье, опубликованной на днях в "МК" (редакция поспешно убрала эту статью с сайта, но ее можно прочитать здесь). Корреспондент газеты Ирина Боброва провела расследование и встретилась как с вернувшимися из Донбасса российскими добровольцами, так и с родителями тех, кто уже никогда не вернется. Выяснилось, что хоронить погибших, по негласному распоряжению чиновников, приходится как жертв несчастных случаев или внезапно вспыхнувших смертельных болезней.
Из рассказов вернувшихся видно, что потери сепаратистов велики. "Недавно в Питере прошла панихида по погибшим в Донбассе. Собралось порядка 10 родственников. А погибших - около 15 человек. Кто эти пять человек - неизвестно. Даже не знали, кого поминать"... "Учета вновь прибывших не вели. Это же не армия, где есть учет личного состава, кто уходит из подразделения, кто приходит. На Донбассе все упрощенно"... "Я точно ничего не знаю, - кричал Балу в трубку. - Пока сам тела не увижу, ничего не скажу. Да, наша разведгруппа выдвинулась в "зеленку". За ними, кто-то видел, пошли укропы. Из наших только один раненый в живых остался"... "Многие уехавшие все-таки решили вернуться. Но пока еще не приехали. Но добровольцев здесь по-прежнему хватает. В основном они и воюют. Местным уже не доверяют особо"... "Многих потеряли? - Многих. Не до подсчетов. Сотню. А может, уже и тысячу..."
Сейчас перед украинской армией стоит ясная задача - покончить с сепаратистами до конца августа, то есть началу кампании перед парламентскими выборами, которые должны состояться в конце октября. Судя по последним успехам, задача кажется выполнимой, если не будет вторжения российской армии. Но оно грозит России непредсказуемыми последствиями и сейчас выглядит маловероятным. Задача Путина - постараться, чтобы сепаратисты удержали Донецк и Луганск до выборов, чтобы потом можно было говорить о нелегитимности новой Рады. В принципе он уже сейчас мог бы эвакуировать русских добровольцев с Украины и перейти к новой тактике дестабилизации посредством засылки диверсионно-террористических групп, которые будут взрывать инфраструктуру, убивать чиновников и полицейских и т.п. Возможно, убийство мэра Кременчуга и покушение на мэра Львова - первые ласточки новой тактики.
Но президент России, вероятно, ничего не имеет против того, чтобы украинцы убили побольше русских добровольцев. Живыми Стрелков-Гиркин и его соратники в России Путину не слишком нужны. Ведь это его оппоненты на крайне правом и крайне левом флангах, маргиналы, которым захотелось поиграть в войну. Вернувшись, они будут кричать, что Путин и правительство их предали (они-то думали, что надо лишь продержаться до скорого прихода российских "миротворцев"). А власти это надо? Пусть уж лучше сложат голову в боях за "русскую весну" или в крайнем случае уедут в какую-нибудь третью страну. Например, в Сербию, за которую когда-то воевал Гиркин.