Этот запрет не поможет пересадить чиновников на бюджетные авто: в России есть сборка и Audi, и BMW
Сергей Смирнов
Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, предусматривающее запрет на госзакупки автомобилей и техники иностранного производства, сообщила пресс-служба правительства. «Надеюсь, это поможет соблюсти необходимый баланс на рынке и, в конечном счете, будет способствовать лучшему удовлетворению в таких условиях», — сказал Медведев на совещании с вице-премьерами. По его оценке, на приобретение товаров и услуг из федерального бюджета выделяются колоссальные средства, «и, конечно, исходя из общих соображений, лучше, когда они достаются отечественным компаниям, а не иностранным производителям», передал слова премьера «Интерфакс».
Документ устанавливает запрет на государственные и муниципальные закупки различных видов техники иностранного производства, причем речь не только об автомобилях чиновников, но и об общественном транспорте, спецтехнике экстренных служб, бюджетных организаций и коммунальщиков. Он не означает отказа от сотрудничества с иностранными компаниями, отметил премьер: «наоборот, он предусматривает развитие производственной кооперации российскими предприятиями, в том числе и в виде локализации производства по целому ряду технических образцов».
Вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что уровень локализации производств для признания их отечественными станет обязательным условием госзакупок. «Этот уровень будет увеличиваться по годам. Сейчас он составляет по разным предприятиям от 30 до 40%, а должен будет дойти до 60-70% к 2018 г.», — пояснил Дворкович. Он отметил, что в настоящее время готовятся еще два аналогичных проекта постановления, которые касаются текстильной продукции и медицинской техники.
Медведев отметил, что несмотря на улучшение ситуации на этом рынке, не стоит полностью отказываться от медтехники иностранных производителей до тех пор, пока отечественная продукция не сможет конкурировать с ней.
Проект постановления об ограничении госзакупок импортных автомобилей по госконтрактам в правительство внес Минпромторг. Согласно проекту к госзакупкам будут допускаться только автомобили с определенным уровнем локализации в России — с учетом планов производителя по инвестициям в дальнейшую локализацию производства, но конкретных показателей локализации министерство не раскрывало.
Из представительских легковых автомобилей в России собираются Audi (в Калуге) и BMW (в Калининграде). Таким образом под запрет теоретически могут попасть автомобили Mercedes, которые в России не собираются. Однако, говорили «Ведомостям» эксперты, при необходимости компания легко организует производство автомобилей в России крупноузловым методом: по таможенной классификации они имеют страной происхождения Россию. В любом случае этот сегмент госзакупок невелик: доминирующий в нем «АвтоВАЗ» продает государству лишь около 10 000 автомобилей в год.
С помощью запрета госзакупок импортных автомобилей Минпромторг рассчитывал поддержать отечественных производителей на падающем рынке. На минувшей неделе Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) сообщила, что продажи легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России упали в июне 2014 г. по сравнению с июнем 2013 г. на 17,3% до 199 398 шт. Это самое резкое снижение с февраля 2010 г., когда было 31,8%. За полугодие рынок снизился на 7,6%, продано 1,2 млн машин. Продажи лидера рынка, Lada, упали в январе-июне на 15%.