В начале июля, после короткого перемирия, которое нарушалось обеими сторонами и фактически было отвергнуто располагавшимися в Славянске формированиями полевого командира Стрелкова (Гиркина), бои в Донецкой и Луганской областях Украины возобновились. К 5 июля силовые структуры Украины взяли под контроль значительную часть территорий этих областей и подошли вплотную к Донецку и Луганску. Власти Украины говорят о готовящейся блокаде этих крупных населенных пунктов и предстоящем открытии «гуманитарных коридоров» для выхода из них мирного населения. Вооруженные формирования самопровозглашенных Донецкой и Луганской Народных республик (ДНР и ЛНР) готовятся к обороне городов, укрепляют свои позиции на их окраинах.
Есть все основания опасаться, что события последних месяцев в Славянске теперь могут быть воспроизведены в значительно больших масштабах в Донецке и Луганске. Поэтому именно сейчас, как никогда, уместно дать оценку действиям сторон вооруженного конфликта на востоке Украины.
***
Негативную роль в эскалации конфликта сыграла наша страна – Россия. Агрессивная пропаганда насилия и вооруженного сопротивления властям Украины, транслируемая по государственным и полугосударственным теле- и радиоканалам, безответственное решение Совета Федерации о предоставлении президенту Путину права использовать вооруженные силы РФ на территории Украины, провокационная концентрация войск у границы, неофициальные поставки с территории России оружия сепаратистам, поток людей, беспрепятственно пересекающих границу для участия в конфликте в соседней стране, – все эти факторы сыграли заметную роль в быстрой эскалации конфликта, практически сразу превратившегося в вооруженный.
В течение последних месяцев кровопролитие, начатое активистами ДНР и ЛНР, приобретало все большие масштабы. Формирования ДНР и ЛНР совершали все новые нападения на военные и гражданские объекты. Украинские силовики, в свою очередь, расширяли границы применения тяжелого вооружения и авиации. В результате на востоке Украины, на обширной территории, охватывающей значительную часть двух ее областей, развернулись военные действия с применением бронетехники, артиллерии, авиации.
Не вызывает сомнений право государственной власти бороться с незаконными вооруженными формированиями, но эта борьба должна вестись в соответствии с нормами права – как внутреннего, так и международного.
Руководство Украины называет свои действия «антитеррористической операцией».
Закон Украины «О борьбе с терроризмом» предоставляет властям широкие полномочия, однако не определяет пределы возможных ограничений прав граждан (ограничиваясь общей формулой о соблюдении прав и свобод). До сих пор не введен режим чрезвычайного или военного положения, который более четко регламентировал бы действия силовиков, поставил их под правовой контроль. Это открывает широкие возможности для произвола и незаконного насилия.
Действия российских властей в Чечне, где в 1999-2009 годах государство применяло силу в рамках режима «контртеррористической операции», наглядно показали, к чему может привести злоупотребление такими широкими полномочиями – при отсутствии должного правового контроля.
С нашей точки зрения, происходящее на востоке Украины – учитывая размах боевых действий и число жертв среди мирного населения – следует рассматривать не как «антитеррористическую операцию», а как вооруженный конфликт немеждународного характера.
Критерии такого конфликта сформулированы во Втором Дополнительном протоколе к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года: антиправительственные вооруженные силы или другие организованные вооруженные группы, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью территории государства, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия. Ситуация на востоке Украины в целом отвечает этим критериям.
В соответствии с нормами гуманитарного права, в ходе вооруженного конфликта правительственные силы имеют право наносить удары - в том числе артиллерией и авиацией - по разрешенным целям, к которым относятся позиции вооруженных антиправительственных сил, их штабы, узлы связи и т.п. Возможны удары по разрешенным целям, даже если они находятся в населенных пунктах, однако с целью недопущения неоправданных жертв среди мирного населения удары должны наноситься избирательно и быть строго ограничены. При этом абсолютно недопустимы неизбирательные удары, наносимые по площадям, а не по отдельным военным целям.
К сожалению, за последний месяц украинские силовики неоднократно давали основания для обвинений в преступном игнорировании безопасности мирного населения. Пример неизбирательных ударов – неоднократный обстрел центра Славянска из минометов.
Есть серьезные основания считать, что удары украинской авиации по населенным пунктам неоднократно приводили к ничем не оправданной гибели мирного населения.
Так, 2 июня был произведен удар неуправляемыми авиационными ракетами по захваченному сторонниками ЛНР зданию областной администрации. В этом здании были расположены органы управления, в том числе и военные, так что оно могло рассматриваться как «разрешенная цель». Однако те, кто принимал решение об ударе, обязаны были считаться с тем, что днем вблизи здания обладминистрации обычно находится много мирных граждан, пожилых людей и детей. Поэтому удар должен был предваряться уведомлением мирного населения о том, что эта цель может стать объектом нападения. Оповещения не было. В результате удара погибли мирные жители.
2 июля дважды с перерывом примерно в час с воздуха наносились удары по жилым кварталам станицы Луганская и примыкающей к ней станицы Старая Кондрашевская. В этом случае «разрешенные» цели (позиции боевиков) вообще находились за пределами станиц. В результате погибли как минимум девять человек, включая двух малолетних детей, разрушены или сильно повреждены 15 жилых домов.
Власти Украины объявляли о «гуманитарных коридорах» для выхода мирных жителей с территорий, находящихся под угрозой. К сожалению, «коридоры» так и не были организованы. В результате люди выходили и выезжали из Славянска на свой страх и риск (иногда с помощью гражданских активистов), а некоторые (прежде всего небогатые многодетные семьи, пожилые люди) вообще опасались покидать обстреливаемый город, боясь попасть под огонь на дорогах.
Власть Украины, к сожалению, пока делает очень мало для размещения беженцев в приемлемых условиях, для обеспечения их питанием, медицинской помощью. Лишь поразительная активность украинского гражданского общества, многочисленных спонсоров и волонтеров спасала ситуацию.
***
Бойцы вооруженных формирований ДНР и ЛНР систематически располагали и располагают свои огневые позиции в жилых кварталах населенных пунктов, ставя под угрозу гражданское население. Ярким примером могут служить окраины Славянска и прилегающие села. Именно огонь из них по украинским позициям вел к ответным обстрелам и жертвам среди мирных жителей. Обстрел погранотряда на окраине Луганска 2 июня сторонники ЛНР вели с крыши многоэтажного жилого дома, а также из глубины жилого квартала. Такие действия прямо противоречат нормам гуманитарного права и неизбежно ведут к гибели населения, от имени и для защиты которого якобы выступают сепаратисты.
Теперь этой же угрозе подвергаются жители Донецка и Луганска.
Население территорий, находящихся под контролем сепаратистов, лишено какой-либо возможности открыто обсуждать сложившуюся ситуацию, выражение мнения иного, чем полное одобрение действий «властей» ДНР и ЛНР, опасно для жизни.
Имеют место многочисленные случаи целенаправленного, преднамеренного нападения членов формирований ДНР и ЛНР на мирных граждан и насильственного удержания их, в том числе в качестве заложников. Нами и нашими коллегами из других правозащитных организаций установлены многочисленные факты захватов сторонниками ДНР и ЛНР людей, которые не брали в руки оружие: гражданских активистов и их родственников, журналистов, обычных людей, выступающих за сохранение целостности и суверенитета Украины. Известно, что ряд из этих людей держали в захваченных административных зданиях Луганска, Донецка, Славянска, Краматорска, Горловки, Артемовска (этот список - далеко не исчерпывающий). И сейчас часть из них продолжает удерживаться в Донецке и Луганске. Насильно удерживаемые люди подвергались и подвергаются жестокому и унижающему достоинство обращению, они не имеют связи с родственниками, лишены доступа к медицинской помощи. Все они без исключения должны быть освобождены немедленно и без каких-либо условий.
***
Государство не только может, но и обязано в случае необходимости применять силу для защиты своих граждан. Но такое применение силы должно быть избирательным и пропорциональным угрозе.
Как штурм, так и блокада Донецка и Луганска могут иметь для населения этих городов катастрофические последствия. Мы призываем власти Украины не допустить катастрофы.
Мы призываем власти Украины в случае необходимости реально, а не на словах организовывать «гуманитарные коридоры», обеспечивая не только безопасный выход гражданского населения, но и транспорт для выходящих людей. Мы призываем заранее подготовить все необходимое для размещения возможных беженцев.
Мы призываем власти Украины принять необходимые меры для введения действий украинских силовиков в строгие правовые рамки, для соблюдения международного права и максимального обеспечения безопасности мирного населения.
Мы призываем власти России незамедлительно пресечь возможность поставок вооружения в восточные области Украины, принять меры для предотвращения вступления граждан нашей страны в незаконные вооруженные формирования, действующие на территории соседней страны, остановить ведущуюся государственными теле и радиоканалами пропаганду насилия в Украине, на деле, а не на словах содействовать деэскалации конфликта согласно взятым на себя обязательствам.
Мы считаем полезными и необходимыми усилия федеральных и региональных властей России, а также российского гражданского общества, направленные на размещение и обеспечение всем необходимым беженцев из Украины. Мы полагаем, что на время военного противостояния в Украине им должно быть предоставлено временное убежище.
Мы призываем международное сообщество продолжать уделять пристальное внимание вопросам о соблюдении прав человека и норм гуманитарного права в зоне вооруженного конфликта на территории Украины и роли других государств в эскалации или умиротворении этого конфликта.
"Мемориал", Правозащитный Центр
© Арсеньевские вести, 1992—2022. Индекс подписки: П2436
При перепечатке и при другом использовании материалов, ссылка на «Арсеньевские вести» обязательна.
При републикации в сети интернет так же обязательна работающая ссылка на оригинал статьи, или на главную страницу сайта: https://www.arsvest.ru/