Полевого командира Донбасса заподозрили в мятеже
В среду, 9 июля, стало известно, что бойцы батальона «Восток» вместе с командиром Александром Ходаковским заняли одно из зданий в Макеевке (Донецкая область) и готовятся его оборонять. Неофициальные источники утверждали, что Ходаковский отказался подчиняться руководству ДНР и командиру ополчения Игорю Стрелкову, оценивая его действия как мятеж. Ранее командира «Востока», который считается одним из наиболее боеспособных подразделений ополчения, уже подозревали в связях с олигархом Ринатом Ахметовым и предательстве.
Оборону Ходаковский и его бойцы, по данным агентства «Новоросинформ», заняли в здании треста «Макеевуголь». «По некоторым данным, идет активная подготовка к обороне и оборудование позиций и огневых точек», — сообщал источник.
На стороне командира «Востока», как отмечалось, находятся его охрана, а также часть его батальона — другая часть перешла в подчинение Игорю Стрелкову. «Отток людей из "Востока" большой, — заявил «Интерфаксу» источник в штабе ополчения Донбасса. — С ним остаются только преданные ему люди, служившие раньше в подразделениях Службы безопасности Украины и других украинских силовых структурах».
Утверждалось, что между Ходаковским и Стрелковым произошел конфликт. «Восток», по данным агентства, отказался принять общую воинскую присягу вооруженных сил непризнанной Донецкой республики.
В чем заключалась суть конфликта, не уточнялось. Между тем еще за несколько дней до этого появилась информация, что Ходаковский вместе с охраной покинул Донецк: по данным «Сегодня», это произошло после того, как в город прибыли части под командованием Игоря Стрелкова, оставившие Славянск. Издание тогда предполагало, что командир «Востока» отбыл в направлении Мариуполя, занятого украинскими силовиками.
Новость о событиях в Макеевке появилась, в частности, на странице «Республика Новороссия» в Facebook. Там отмечалось, что фактически речь идет о мятеже в руководстве ДНР. «Новоросинформ», в свою очередь, назвал командира «Востока» предателем и провокатором, а его действия охарактеризовал как «часть плана по восстанию против ДНР» (в этом контексте агентство упомянуло и политолога Сергея Кургиняна, который приехал в Донецк и выступил с критикой в адрес Игоря Стрелкова за сдачу Славянска).
Позднее происходящее прокомментировал «народный губернатор» Павел Губарев. На пресс-конференции, состоявшейся 9 июля, он сообщил, что командир «Востока» обороняется в одном из зданий «Макеевугля» (Губарев оговорился, что это непроверенные данные, полученные из нескольких источников) и что Стрелкову он не подчиняется. От кого именно «обороняется» Ходаковский, он при этом не уточнил.
Отвечая на вопросы журналистов, «народный губернатор» заявил также, что упомянутого Сергея Кургиняна следовало бы арестовать (его Губарев назвал провокатором), однако сделать это не удалось из-за того, что политолога охраняли бойцы батальона «Восток». «Надеюсь, что здесь никакого подвоха нет», — добавил он.
.
Батальон «Восток», которым командует Ходаковский, называют одним из наиболее боеспособных подразделений ДНР. По данным источника в украинских спецслужбах на конец июня, в нем состояли около двух с половиной тысяч человек. В зону их контроля входили Донецк, а также Шахтерск и Снежное. По информации «Комсомольской правды» на начало июля (до того, как ополченцы отступили из Славянска), в Донецке находились бойцы «Востока» и «Оплота» общей численностью около трех тысяч человек, имеющие в своем распоряжении «весь спектр вооружений» — от техники до стрелкового оружия. Формально подразделения были подчинены премьер-министру ДНР Александру Бородаю.
Ходаковский до недавнего времени был командиром донецкого спецподразделения «Альфа» Службы безопасности Украины. Весной 2014 года, когда на востоке страны начались волнения, он перешел на сторону протестующих, участвовал в «Патриотическом движении Донбасса». Позднее, после проведения неофициального референдума о независимости региона, вошел в состав руководства ДНР — в должности главы службы безопасности.
«Восток», по информации Reuters, был сформирован в мае. В состав формирования, как отмечалось, вошли бывшие сотрудники силовых структур («Альфы», «Беркута»), а также российские добровольцы. В числе его операций — захват части Национальной гвардии в Донецке, участие в боях за аэропорт Донецка, а также нападение на пограничный пункт Мариновка.
Изначально Ходаковский занимал довольно умеренную позицию. Он отмечал, что украинцев искусственно разделяют на два лагеря. «По сути, и одни и другие за благополучие региона, одни и другие остро ощущают социальную несправедливость, формирования очень богатой элиты и очень бедного остального населения, — рассуждал он. — То есть объединяющих начал масса. И я думаю, те, кто ходит под украинскими флагами, нисколько не против России, равно как и те, кто под русскими, абсолютно не отторгают Украину как таковую».
Однако уже через несколько месяцев в комментарии Reuters командир «Востока» заявлял, что раскол страны состоялся и что «нас с ними» (Киевом) ничто не связывает. «Киев уже понял, что потерял юго-восток Украины, это сфера влияния России и таковой останется в том или ином виде», — отмечал он.
Ходаковского, в то же время, связывали с донецким олигархом, богатейшим украинцем Ринатом Ахметовым. Такие слухи о нем, как отмечало еще в мае украинское издание «Вести», ходили в кулуарах Донецкой областной администрации, захваченной ополченцами. Донецкий журналист Владимир Бойко, выступая на круглом столе в июне, даже обвинял Ахметова в причастности к созданию батальона «Восток».
В соцсетях при этом распространялась информация, что «человек по фамилии Ходаковский» разворачивал добровольцев, которые направлялись на помощь осажденному Славянску. Однако главные претензии были связаны с разгромом ополченцев в бою за аэропорт Донецка 26 мая. В столкновениях, в ходе которых украинские войска применили боевую авиацию, бойцы ополчения понесли большие потери.
Сам Ходаковский позднее заявлял, что «мы не собирались никого убивать». Задача, по его словам, заключалась лишь в том, чтобы «снизить активность» военных, контролировавших аэропорт. Однако «наемники», которые находились там же, якобы спровоцировали конфликт, «стреляя в одну и в другую стороны». Подобную версию распространил и анонимный доброволец, участвовавший в боевых действиях на востоке Украины. Он заявил, что якобы имела место некая договоренность с украинской стороной («Суть была в том, чтобы ополченцы заняли один из терминалов, противоборствующие силы посмотрели друг на друга и разошлись»), которая была сорвана из-за «наемников».
Источник, которого цитировал «МК», утверждал, что Ходаковский «честный, порядочный человек», которого пытаются подставить. «Кто-то со стороны противника уже составил его психопортрет и хорошо на этом играет. Пытаются слить — подставляют по-всякому. Так получилось и с аэропортом», — заявлял он.
Другие оценивали его действия более критично. Разбор произошедшего в аэропорту опубликовал, в частности, el_murid (разбор, как отмечалось, основан на рассказах непосредственных участников операции). Там утверждалось, что командир «Востока» отправил ополченцев «на бойню».
«Планирование операции основывалось на сомнительных сведениях, в справедливости которых Ходаковский постарался убедить командиров. Во-первых, он постарался убедить всех в том, что кировоградский спецназ, находившийся в районе аэропорта, в силу неких достигнутых "договоренностей" не будет открывать огонь по ополченцам... Во-вторых, по приказу Ходаковского выдвинувшиеся в район аэропорта группы не взяли с собой ПЗРК, которые были в наличии», — отмечалось в отчете.
О претензиях к командиру «Востока» вновь вспомнили в начале июля, когда ополченцы во главе с Игорем Стрелковым оставили Славянск. Некоторые связали переброску войск в Донецк с намерением командующего ополчением противостоять неким силам, собиравшимся «слить» непризнанную республику и проводившим на эту тему кулуарные переговоры. «Стрелков, выйдя из окружения под Славянском, уже привел к тому, что часть потенциальных фигурантов слива ДНР и переговоров с Ахметовым начала разбегаться из Донецка», — писал colonelcassad.
Примечательным было и сообщение на сайте Объединенной армии юго-востока от имени некоего ополченца, который рассказывал 5 июля (после того, как ополченцы из Славянска прибыли в Донецк), что в Донецкой обладминистрации, занятой сторонниками ДНР, «уже прошли аресты, Стрелков там наводит порядок». При этом источник отмечал, что грядет «еще бОльшая чистка».
В защиту Ходаковского на этом фоне выступил премьер-министр ДНР Александр Бородай. В интервью, опубликованном 7 июля, он заявил, что Ходаковский «четко подчиняется приказам», что он не пытался помешать национализации активов Ахметова и что с упомянутым олигархом он никак не связан. Глава правительства Донецкой республики признал, что Ходаковский, будучи командиром «Альфы», «был членом местной элиты» и поэтому был знаком Ахметову. «Но это не влияет на выполнение им служебных обязанностей никоим образом. Поэтому все остальные сплетни, разговоры давайте оставим в стороне», — заявил он.
Последовавшие за этим действия Ходаковского некоторые трактуют как следствие его личного конфликта со Стрелковым. Первый, как попытался объяснить вице-премьер ДНР Андрей Пургин, «пытается сохранить организационные моменты» (как выразился представитель республики , «получается так, что идут военные действия, мы пытаемся строить какую-то свою систему и схему новой власти»), а второй настаивает на том, что «все должно делаться для фронта, для победы».
Впрочем, директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин, которого цитирует «Коммерсант FM», считает, что конфликт гораздо глубже. «Эти разногласия существовали давно. К господину Ходаковскому вопросы у людей, которые неравнодушны к ситуации, тоже существовали довольно давно. Я думаю, что просто тот маневр Стрелкова, который он предпринял, выводя поверивших ему людей из-под удара, эти противоречия обострил. Причем эти противоречия не на уровне Стрелков-Ходаковский, а на более высоком уровне… Необходимо было обострение конфликта, чтобы ополченцы, в конце концов, не задавались вопросами, а кто такой мистер Ходаковский, а просто сделали выбор — Ходаковский или Стрелков».
До столкновений, как в предыдущей истории с полевым командиром Игорем Безлером (Бесом), дело пока не дошло. Комментаторы высказывают предположения, что с «Востоком» идут кулуарные переговоры, направленные на то, чтобы перевести его под командование ДНР. Сам Стрелков при этом 10 июля выразил готовность к сотрудничеству с Ходаковским. «Господин Ходаковский бывал у меня в Славянске дважды в конце апреля. Тогда мы с ним нашли общий язык и договорились о взаимодействии. Я уверен, что мы при личной встрече найдем этот общий язык вновь и будем действовать рука об руку», — заявил он.