Неспособность нового крымского руководства расплатиться по долгам уже повлекла за собой обвал кредитных рейтингов республики до дефолтного уровня. Фактический дефолт означает, что в дальнейшем регион не сможет привлечь ни одного серьезного инвестора, для которого выводы международных рейтинговых агентств являются определяющими, а путь на рынок внешних заимствований для Крыма теперь закрыт. В такой ситуации руководству непризнанной республики остается забыть свои обещания «инвестиционного бума» и лишь уповать на получение необходимого финансирования за счет российских налогоплательщиков.



Крымские власти выпустили облигации еще в 2011 году. Заем предназначался для финансирования работы предприятия «Чистый город», закупки для него мусороуборочной техники и строительства мощностей по переработке твердых бытовых отходов в Симферополе. Первоначально планировалось привлечь на эти цели 400 млн грн. Однако по факту объем эмиссии составил 133 млн грн. Облигации на эту сумму были размещены в июне 2011 года под 14,5% годовых с ежеквартальной выплатой процентов.

 Эмитентом ценных бумаг выступила Верховная Рада Крыма, андеррайтером (гарантом) выпуска – украинская инвестиционная компания Dragon Capital. Покупателями же крымских долговых обязательств стали, в основном, украинские игроки финансового рынка – банки, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании, также среди инвесторов оказалось и несколько иностранных субъектов.

 Итоговое погашение облигаций было запланировано на период с 20 по 22 июня 2014 года. Однако ни в назначенный срок, ни сразу после него инвесторы не дождались возврата денег. Хотя, первый тревожный звоночек прозвенел еще три месяца назад – в марте.

 Долги возвращают трусы?

 Напомним, 21 марта Крым не выплатил квартальный доход держателям облигаций на сумму 4,8 млн грн. В канун этой даты, 17 марта, стало известно, что самопровозглашенные власти автономии нарушили связь с Государственной казначейской службой Украины, что сделало невозможным как получение платежей из автономии (в т.ч. перечисления обязательного процентного дохода по займу), так и направление в Крым средств из госбюджета.

 Открыто же о дефолте по долговым обязательствам заговорили после того, как 22 июня не состоялось запланированное погашение всего облигационного займа. «Можно считать это дефолтом», – заявил специалист отдела продаж долговых ценных бумаг компании-андеррайтера Dragon Capital Сергей Фурса.

«Укргазбанк», выступавший платежным агентом эмиссии, подтвердил, что Крым не погасил выпуск облигаций на сумму 133 млн грн, не считая выплаты квартального купона, и пригрозил судебными разбирательствами. «Мы, как платежный агент, безусловно, собираемся участвовать в урегулировании этой ситуации и сейчас пытаемся получить информацию от Автономной Республики Крым по вопросу погашения», – сообщил сайту FinMaidan первый заместитель председателя правления «Укргазбанка» Станислав Шлапак. По его словам, если средства не поступят, банк начнет подготовку к подаче судебного иска. «Если эмитент не произведет погашение, «Укргазбанк» начнет подготовку к юридическим искам. Мы будем подавать иск либо от себя, либо от группы инвесторов-держателей облигаций», – проинформировал Шлапак.

 Не можем или не хотим?

 После разгоревшегося скандала крымские власти, с марта хранившие молчание относительно перспектив получения средств кредиторами, выступили с запоздалыми разъяснениями. Вчера, 30 июня пресс-служба Совета министров распространила комментарий нового экономического вице-премьера Евгении Бавыкиной, в котором та обвинила в сложившейся ситуации власти Украины.

 Так, по словам чиновницы, «министерство финансов Крыма» готово погасить и основную сумму долга перед инвесторами в размере 133 млн грн, и выплатить просроченный процентный доход за квартал в сумме 4,8 млн грн, однако этому якобы препятствует Национальный Банк Украины.

 «Министерством финансов Республики Крым направлено письмо в Нацбанк Украины от 03.04.14 г. о предоставлении реестров держателей облигаций, сформированных по состоянию на 21.03.2014, с указанием банковских реквизитов, на которые необходимо зачислить процентный доход для обеспечения выплат по облигациям внутреннего займа АРК 2011 года. До настоящего времени информация от Нацбанка Украины не поступила», – заявила Бавыкина.

 Действительно, Крым не имеет доступа к реестру держателей облигаций. Схема погашения долга предполагает, что заемщик должен перечислять средства в Госказначейство, со счетов которого Нацбанк Украины будет распределять их по счетам инвесторов. Однако эксперты финансового рынка полагают, что при желании крымские власти могли найти способ выполнить свои финансовые обязательства. Но крымским чиновникам не хватило либо такого желания, либо расторопности.

 Более того, крымским властям предлагались конкретные шаги для решения данной проблемы еще до наступления «часа Х». «Мы предлагали выкупить весь объем на российский банк до погашения бумаг. Это был самый простой вариант, однако данная схема так и не была реализована», – сетует представитель Dragon Capital Сергей Фурса (цитируется по «Коммерсанту»). По его словам, и андеррайтер, и держатели облигаций периодически вступают в диалог с российскими и крымскими властями. «Наши собеседники признают тело долга и купонные выплаты по выпуску. Однако вопросы, как именно будут производиться выплаты и сколько времени это займет, остаются открытыми», – добавил Фурса.

 О возможном нежелании Крыма возвращать долг говорят и в инвесткомпании «Финекс Капитал». «Обстоятельства и технические нюансы для дефолта здесь разные. Начиная от банального нежелания самопровозглашенных руководителей Крыма, продолжая наличием целого ряда неопределенностей, как юридического, так и политического характера, – прокомментировал «Вестям» сложившуюся ситуацию гендиректор компании Игорь Когут. – Основным же фактором, на мой взгляд, является все же нежелание. И если даже кто-то и будет заявлять о желании, то это будут только слова, которые на практике не будут иметь силы».

 

«Мусорный» рейтинг

 Эксперты советуют держателям крымских облигаций возвращать свои средства в судебном порядке, в том числе в международных судах. Шансы на успех высоки, хотя в этом случае разбирательство может затянуться на годы.

 Для Крыма же дефолт по облигациям означает не только определенные имиджевые потери, но и несет куда более долгосрочные угрозы экономическому развитию. Так, еще весной (после невыплаты купона) международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s понизило долгосрочный кредитный рейтинг Крыма до самого низкого, дефолтного уровня D (ранее – уровень CCC). «Понижение рейтингов последовало за пропущенным платежом Крыма по купону по его облигациям на 133 миллиона гривен (12 миллионов долларов) и включает в себя наше предположение, что Крым сейчас не в состоянии платить по своим долговым обязательствам», – было сказано в релизе агентства.

 Примечательно, что крымские власти сами обратились в агентство с просьбой прекратить рейтинговое обслуживание эмитента (что косвенно подтверждает их нежелание выплачивать долг), ответом на что и стало понижение кредитного рейтинга региона до минимально возможного.

 Имея такое клеймо, Крым не сможет выходить на международные финансовые рынки за новыми заимствованиями – никто не даст денег должнику, не возвращающему долги. Привлечение в регион частных инвесторов также станет затруднительным. В этой связи единственным источником привлечения средств в развитие полуострова останется бюджет Российской Федерации, и без того испытывающий немало проблем. И, возможно, часть российского бизнеса.

 Соглашается с этой точкой зрения и Игорь Когут: «Для Крыма, если он будет оставаться в захваченном статусе, ворота для привлечения инвестиций закрыты. Исключением будут являться инвестиции из России и возможно очень узкого перечня стран, являющихся сторонниками и поклонниками России и их президента».

http://antikor.com.ua/articles/8627-krymskij_defolt_stal_realjnostjju