Выступление президента в ходе встречи с руководителями дипмиссий России комментируют эксперты

Роман Ошаров

МОСКВА – Президент Владимир Путин выступил перед послами и постоянными представителями Российской Федерации, дав оценку событиям в Украине и текущей ситуации в мировой политике.

Лилия Шевцова из Московского центра Карнеги считает, что Путин оказался не готов сформулировать позицию, которую можно было бы расценить как адекватный ответ на действия Украины, и создавал впечатление лидера, остановившегося в нерешительности. Андрей Кортунов из Российского совета по международным делам отметил, что, по его мнению, Путин как бы «объединил» позиции России и Европы по прекращению огня в Украине.

В ходе традиционного совещания руководителей дипмиссий российский президент вновь коснулся обстоятельств, приведших к аннексии Крыма. Россия, по словам Путина, «не имела права оставить» жителей Крыма «на произвол воинствующих националистов и радикалов», а также не могла допустить «прихода на полуостров войск НАТО».

Российский лидер также заявил, что Москве и европейским партнерам на днях так и не удалось убедить Киев продлить режим прекращения огня. Напомним, президент Украины Петр Порошенко в ночь на 1 июля принял решение остановить действие режима прекращения огня на Донбассе, где вооруженные сепаратисты захватили правительственные здания и ведут боевые действия.

«К сожалению, президент Порошенко принял решение возобновить боевые действия, и мы не смогли – когда я говорю «мы», имею в виду и себя, и моих коллег из Европы, – не смогли его убедить в том, что дорога к надежному, прочному, долгосрочному миру не может лежать через войну», – сказал Путин, отметив, что приняв подобное решение новоизбранный украинский президент взял на себя не только военную, но и политическую ответственность.

События в Украине Путин назвал «кульминацией негативных тенденций в мировых делах», которые накапливались годами.



Эксперты также выделяют тот момент выступления российского президента, в котором он вновь вернулся к вопросу о «правах соотечественников за рубежом и людей, которые «чувствуют себя частью так называемого широкого русского мира».

«Наша страна будет и впредь энергично отстаивать права русских, наших соотечественников за рубежом, использовать для этого весь арсенал имеющихся средств: от политических и экономических – до предусмотренного в международном праве гуманитарных операций права на самооборону», – заявил Путин.

Кроме того, Путин затронул тему отношений России с США, заявив, что Москва готова к конструктивному диалогу с США, но только на равноправной основе.

«Мы не собираемся закрывать наши отношения с США. Двухсторонние отношения сейчас находятся не в лучшей форме – это правда – но отнюдь, и хочу это подчеркнуть, не по вине России. Мы всегда стремились быть предсказуемыми, вести дела на равноправной основе, однако взамен наши законные интересы зачастую игнорировались», – приводят слова Путина СМИ.

Русская служба «Голоса Америки» обратилась к экспертам с просьбой дать оценку заявлениям Путина.

Путин выглядел уставшим

По мнению Лилии Шевцовой, эксперта Московского центра Карнеги, Путин не выглядел как политик, готовый резко реагировать на меры, предпринимаемые украинскими властями меры по восстановлению контроля над восточным регионом страны.

«Особо поражает различие между Путиным, выступающим сегодня и его крымской речью. Путин создавал впечатление лидера, остановившегося в нерешительности. У него не было прежнего воинственного запала, он выглядел уставшим, несобранным. Это было вступление отнюдь не лидера, который знает, что ему делать сегодня и завтра, и который хотел бы поделиться своей решительностью с аудиторией. Публика же ожидала от него определенных указаний, директив, четкости и ясности.

Многие ожидали некого выпада в стиле «империя наносит ответный удар» в ответ на решение Порошенко прекратить отступление и начинать серьезные военные действия в Украине. Путин не выглядел как человек, у которого есть желание дать отпор Порошенко и Украине. В целом вся его речь изобиловала прежними речевыми оборотами. В этой речи по сути дела не было ни одной свежей идеи из его пакета агрессивной риторики.

Новое у Путина – это использование такого понятия, как право на самооборону, что вызывает массу вопросов. Право на самооборону кого? Русскоязычных, русских в других государствах? Но как юридический термин право на самооборону не зафиксирован в международных документах. Это типично путинская новация из его словаря и набора действий последних месяцев, что не укладывается ни в какие международные договоренности.

По отношению к США и Украине Путин смягчил риторику, хотя сохранил ее в прежнем виде, возложив на Америку ответственность за все остальное».

«Наблюдатели ожидали более жесткой реакции»

По словам Андрея Кортунова, директора Российского совета по международным делам, эксперты ожидали, что Путин сформулирует более резкий ответ на последние действия украинских властей.

«Интерпретация причин кризиса в Украине и ситуации в Крыму не новая – сегодня Путин не внес ничего нового в ту логическую схему, которой пользовался раньше. Логика осталась прежней, и она сводится к двум моментам – геополитическому, то есть не допустить нарушения баланса и укрепления НАТО, а также защите русских и русскоязычных за рубежом.

Наблюдатели ожидали более жесткой реакции на решение Порошенко об отмене действия режима прекращения огня на Донбассе, но реакция Путина была сдержанной. Допускаю, что Россия все же была проинформирована о решении украинского руководства.

Интересно и то, что Путин не в явной форме объединил Россию с Европой, дав понять, что сохранение решения о прекращении огня является не только российской позицией, но и консолидированной позицией европейских партнеров Украины».