Выручка РПЦ от проведения религиозных обрядов, продажи литературы и символики увеличилась за 3 года в 3 раза
Доходы религиозных организаций от «совершения обрядов и церемоний», а также от «продажи религиозной литературы и предметов религиозного назначения» составили в прошлом году 4,6 млрд рублей. Такие данные зафиксировала официальная статистика Федеральной налоговой службы (есть в распоряжении «Известий»). Это почти в 3 раза больше, чем 3 года назад: на начало 2011 года аналогичные доходы составили только 1,47 млрд рублей.
Самым «набожным» городом России стал Санкт-Петербург, в храмах которого прихожане потратили почти 2,9 млрд рублей. На втором месте — Москва с выручкой местных храмов и церквей в размере 800 млн рублей. На третьем — Вологодская область (327 млн рублей). В традиционно мусульманских северо-кавказских регионах России официальная статистика не зафиксировала таких доходов религиозных организаций.
— Это вполне понятно, — говорит религиовед, заместитель председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Роман Силантьев. — Подавляющая доля таких официальных доходов относится к Русской православной церкви. У мусульман и многих других конфессий магазинчики с религиозной литературой и символикой юридически не относятся к мечетям, и там не принято проводить какие-либо религиозные обряды, похожие на те, что проводятся в русских церквях. Поэтому пожертвования прихожан других конфессий, как правило, не попадают в официальную статистику.
В Русской православной церкви такой рост доходов связывают с увеличением количества прихожан.
— Это свидетельствует о том, что деятельность церкви расширяется, — говорит замруководителя пресс-службы Московской патриархии РПЦ Александр Волков. — В последние годы Церковь занимается увеличением количества епархий и приходов, соответственно, растет количество людей, которые посещают храмы и монастыри Русской православной церкви. То есть количество мест, в которых люди могут приобретать те или иные церковные предметы, стало больше.
По мнению экспертов, в значительной мере интерес людей к вере подогревают и многочисленные резонансные акции, широко освещаемые СМИ: привоз в Россию православных реликвий и святынь. Например, в 2011 году по инициативе Фонда Андрея Первозванного была привезена в Россию часть Пояса Богородицы. Святыня, которая, по преданию, исцеляет от бесплодия и дает здоровье, была доставлена в храм Христа Спасителя 19 ноября. За те дни, что Пояс был доступен верующим, храм посетило более 800 тыс. человек. Очереди выстраивались с ночи, а время ожидания доходило до 26 часов. В 2012 году в Москву привезли ковчег с Ризой Господней, а в 2013-м — Крест апостола Андрея Первозванного. В начале 2014 года в Россию прибыли Дары Волхвов — посмотреть на них пришли в общей сложности более 400 тыс. человек.
— У людей есть потребность быть частью некоторой общности, — говорит профессор Высшей школы экономики Татьяна Коваль. — Многие думают, что, отстояв такую очередь, купив иконку или поставив свечку, они приобщаются к этой общности, становятся несколько духовнее.
Кроме позитивных акций интерес к Церкви подогревают и некоторые скандальные акции, отмечает глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов.
— Это и известное «выступление» в храме Христа Спасителя, и «квартира патриарха», и принятие закона о защите религиозных чувств. Поэтому люди стали больше обращать на это внимания и стали больше интересоваться этим вопросом, соответственно, выросли и доходы религиозных организаций, — отмечает он.
Кроме того, свой эффект дало активное включение Русской православной церкви в различные образовательные и благотворительные программы, добавляет директор Института религии и права Роман Лункин.
— Люди действительно стали больше ходить в церковь, покупать книги, заказывать обряды, это показывает возвращение духовной жизни людей к своим истокам, — подытоживает депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов. — Церковь прекращает быть неким «осторожным» духовным наследием Советского Союза, когда Церковь в сознании многих была чем-то «странным». Она становится нормальной частью нашей жизни, люди понимают, что жизнь христианина — это не жизнь отшельника, а совершенно нормальная жизнь для обычного человека и жить христианином очень просто и легко.
Следует отметить, что доходы Церкви не являются прибылью как таковой. В 2012 году Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) подало на РПЦ в суд с требованием признать незаконной деятельность по распространению товаров на территории храма Христа Спасителя. В своем иске ОЗПП просило обязать подворье разместить вывески на всех павильонах, оформить ценники на всех товарах, установить кассы и выдавать чеки на товар всем посетителям. «Поводом для обращения в суд послужили системные и длительные нарушения законодательства о защите прав потребителей, допущенные данной организацией при осуществлении коммерческой деятельности по продаже товаров и услуг», — говорилось в сообщении ОЗПП.
В свою очередь, представители религиозной организации — подворья Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, — назвали доводы представителей общества несостоятельными.
— Законодательство не запрещает религиозным организациям реализовывать предметы религиозного назначения как на возмездной, так и на безвозмездной основе, то есть распространять их, — пояснили они. Как утверждали представители РПЦ, торговля на территории храма не осуществляется, а оплата товаров является добровольным пожертвованием прихожан. Мосгорсуд отказал ОЗПП в удовлетворении иска к Церкви.
© Арсеньевские вести, 1992—2022. Индекс подписки: П2436
При перепечатке и при другом использовании материалов, ссылка на «Арсеньевские вести» обязательна.
При републикации в сети интернет так же обязательна работающая ссылка на оригинал статьи, или на главную страницу сайта: https://www.arsvest.ru/