При этом сами женщины считают, что у супругов есть такое право, если жены плохо исполняли свои обязанности.
Когда СМИ поднимают тему домашнего насилия, то приводят ужасающие рассказы женщин, попавших в кризисные центры или больницы. Вполне естественно, что пребывают они в критическом состоянии, нуждаются в помощи не только медицинской, но и психологической. По этим историям общество и судит о тенденции в целом.
И тенденция эта печальна, поскольку о случаях семейного насилия журналисты рассказывают все чаще, в кризисные центры обращается все больше пострадавших женщин.
Тем не менее данные эти весьма приблизительны. Ведь к медикам и в правоохранительные органы, не говоря уже о кризисном центре, обращаются далеко не все жертвы домашнего насилия.
Чтобы оценить масштаб проблемы, в 2012 году было начато медико-демографическое исследование, в котором теме домашнего насилия отведено несколько полноценных глав. Исследование было презентовано в конце 2013 года в Бишкеке и совсем недавно в Оше. МДИ – репрезентативно, а значит, по его данным можно судить обо всей республике. Проводилось оно среди обычных среднестатистических домашних хозяйств.
Всего для исследования было отобрано более 8 тыс. домохозяйств. На вопросы о насилии в целях конфиденциальности отвечала одна женщина из каждого домохозяйства. Перед опросом интервьюеры прошли специальное обучение.
Согласно опросу, среди женщин от 15 до 49 лет доля тех, кто подвергался домашнему насилию, составила 23,1%. Из этого числа замужние или разведенные женщины говорили, что их били нынешние мужья или партнеры – 67% или же бывшие мужья и партнеры – 26%. Это говорит о высоком уровне супружеского насилия в Кыргызстане. Более половины женщин (57%) из тех, что подвергались насилию, указали, что получили отдельные виды травм: порезы, ушибы, вывихи, переломы и т. д.
При этом никогда за помощью не обращались и никому не говорили о факте насилия 41% женщин. Среди пострадавших, кто за помощью все же обращался, около 4% пошли в милицию, 0,9% обратилось к медперсоналу, в организации социальной работы – 0,3%. Большая часть предпочла искать помощи у других членов семьи.
Выясняли исследователи не только это. При проведении опроса была получена информация об отношении самих женщин к избиению жены мужем. С тем, что муж имеет право бить жену, согласилась треть опрошенных женщин. 6,3% посчитали, что такое право у мужа есть, если у жены пригорела еда (!). 16,8% дали разрешение на применение физического насилия в случае, если жена спорит с мужем. 23,1% - если уходит, не сказав ему об этом. 25.6% в качестве веской причины посчитали плохой присмотр за детьми, 7,3% - отказ от половой связи.
Как говорится, без комментариев…