Ну вот и свершилось чудо. Нет, до мира еще далеко, но есть перемирие. Президент Украины Порошенко объявил.
То есть это даже не перемирие, а предложение к типа перемирию. То есть одностороннее прекращение огня. Мы не наступаем, но если нас обстреливают – мы молчать не будем. Что, разумеется, разумно: стреляете – нате вам ответ. Не стреляете – ну, подождем.
Объявлено это было несколько дней назад… То ли на неделю, то ли на 10 дней. Мы не стреляем, а перекрываем границу. Кто желает (и за кем нет особых преступлений), тот может сложить оружие и сдаться – амнистия будет. Кто не желает – ну что ж, пройдет срок прекращения огня – задавим.
То есть президент Украины ясно дал понять: никаких самопровозглашенных республик не признаем, всякие «ополченцы» — на самом деле сепаратисты-террористы, но если они не успели настрелять на статью, то ладно – судить не будем. За глупость не судят. А если успели – ну что ж, бананьев нема.
Ну, там не так однозначно, конечно. Там и про самостоятельность (больше, чем раньше) регионов, и про выборы глав областей, и многое другое… Но основная мысль ясна: Донбасс – это Украина, а кто так уж Россию любит – милости просим: чемодан, вокзал, Россия.
Кто-то из «начальников» Донлуга сразу же сказал, что это пустые слова: мы разоружимся, а нас тут же перестреляют. И вообще: мы, это… ну это…
Кто это сказал из Донлуга, а из Дона или из Луга – не помню. Их там по несколько ЛНР (вроде 4) и ДНР, а их начальники так быстро меняются, что не уследишь. Только что был «народный мэр» Пономарев, так уже сместили и назначили другого такого же народного. Постоянный там только Стрелков-Гиркин, реконструктор.
Впрочем, все аналитики сходились в одном: Донлуг не поддержит прекращение огня, потому что его «начальство» настреляло (и не только настреляло) не на одну статью, и разоружаться поэтому ему бессмысленно.
И точно: 20-го июня некий боевой отряд напал на украинских пограничников. Те ответили. Завязалась перестрелка. Это было на пункте пропуска, который с украинской стороны называется Изварино, а с российской – «Донецк».
Нападающих было много, с оружием и боеприпасами у них тоже было все в порядке, и украинские пограничники отступили на российскую территорию. То есть не вломились, а как честные люди сначала спросили, можно ли. «Да пожалуйста», — ответили наши погранцы, и украинцы (+100 человек) перешли на территорию России. Нападающих это не остановило – они продолжали стрелять уже по нашей территории и даже ранили одного из наших пограничников.
Ах так? По нашей территории стреляют? Вариант тут может быть только один: российские пограничники ответили огнем по неизвестным вооруженным (существительное опустим) – и отогнали их.
Раненых госпитализировали, украинские пограничники поблагодарили наших за помощь и вернулись на свою территорию.
Точно ли нападавшие были из Донлуга или вольная банда – неизвестно: опознавательных знаков у них, как нынче принято, не было.
Это самый известный эпизод, но были и другие, более мелкие.
И вдруг…
И вдруг Донлуг согласился!
Многие говорят о переговорах, но участники называют это осторожнее: консультации. И не официальные власти Киева, и не вполне власти, если так можно выразиться, Донлуга. Произошло это в Донецке.
«В здание обладминистрации прибыли посол РФ в Украине Михаил Зурабов, два представителя ОБСЕ, бывший президент Украины Леонид Кучма, глава общественной организации «Украинский выбор» Виктор Медведчук, — сообщает ИМ «Русский монитор». — Пророссийские силы представляют премьер-министр самопровозглашенной ДНР Александр Бородай, лидер движения «Юго-Восток», экс-кандидат в президенты Украины Олег Царев, а также представители второй самопровозглашенной республики — ЛНР. Официально Медведчука со стороны Украины никто не делегировал».
Интересная жизнь в Украине. Порошенко – уже пятый президент (начиная с 1991 года), и все четверо предыдущих живы (даже бежавший в Россию Янукович, который не устает напоминать: «Я жив!») и продолжают в политике участвовать. Путина на них нет.
Итак, стороны смогли договориться о прекращении огня до 10 утра 27 июня. От 10-дневного срока, объявленного президентом Порошенко, осталось три с небольшим дня.
Что произойдет за это время? И что произойдет после 10 утра (по киевскому времени) 27 июня?
Доживем – увидим.