Антитабачный закон, сам того не ведая, ускорил агонию печатной прессы. С 1 июня из ассортимента киосков исчезли все виды табачной продукции, которые позволяли киоскерам хоть как-то держаться на плаву.
От старого доцифрового мира у меня осталась смешная привычка читать прессу в бумажном варианте. Глаза не так устают, плюс старую бумажку можно в хозяйстве использовать: завернуть что-нибудь. С годами привычка «спуститься за газеткой» укоренилась, как утренний кофе. «Ведомости» плюс «Коммерсантъ» — 35 рублей. И каждый раз эта возня: девушка, дайте «Вингс» розовый. Как нет, а на витрине? Ах, муляжи. Ну тогда «Вог» синий. Дед просит «Беломор», молодой человек с внешностью тинейджера — LM. Ну да, и «Телесемь» еще. Однажды утром очередь исчезла. И на следующее утро, и во все остальные дни. Оказалось, в силу вступил антитабачный закон.
Знакомая киоскерша рассказала: «Основные деньги мы делали на продаже пива и сигарет. А газеты — их же с советских времен за компанию берут, «Советский спорт» тот же». После 1 июня, когда начал действовать антитабачный закон, ручеек покупателей иссяк. «За сигаретами теперь в магазин ходят», — объясняет киоскерша.
Что означает для печатных изданий падение продаж в киосках? Розница обеспечивает издателям треть доходов. Как и реклама. Картина для отдельных изданий может быть иной. Киоски — самый значимый розничный канал, особенно если речь идет о газетах.
Мы привыкли покупать газеты в киоске, а их количество падает ежегодно — примерно по 1,5 тыс. точек в год в целом по стране. В Новосибирске киоски остались только на крупнейших остановках. Стоит чуть отъехать от центра, так купить газету становится проблемой. Поэтому в приемных деловых изданий уже не удивляются ежедневным звонкам: «Здравствуйте, это помощница генерального из компании ХХХ. Вы писали про нас, в прошлом номере. Не подскажете, где купить газетку?».
Потеряв право торговать высокомаржинальной продукцией, владельцы сетей киосков не станут держаться за низкорентабельный бизнес. Мелкие сети киосков без доступа к госресурсу умирают медленно и почти безмолвно. Если власти не услышат их тихие вздохи, то еще пара лет — и газетные киоски навсегда станут для нас экзотикой. Так же, как телефонные будки. Это значит, что для издателей проблема распространения обострится еще больше. Альтернативный канал продаж — подписка через Почту России — не спасет. С каждым годом подписчиков становится все меньше — услуга дорогая, а ФГУП выполняет свои обязательства не всегда.
Газеты, лишившись основного канала распространения, окажутся вынужденными уходить в интернет. А что будет с теми, чья аудитория все же предпочитает бумагу? Антитабачный закон, преследуя благую цель борьбы с курением, нечаянно задел старую добрую прессу. Боюсь, удар оказался слишком серьезным.
Яна Янушкевич
НГС.Бизнес, Новосибирск