Более двух месяцев в Донбасседлится вооруженный конфликт. Экономисты надеялись, что после президентских выборов ситуация постепенно стабилизируется. Однако пока этого не произошло. А по некоторым прогнозам антитеррористическая операция может затянуться до конца года и более.

Об этом в "Комментариях"пишут Елена Губарь и Дмитрий Рясной.

ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА

Участники рынка констатируют, что из-за слишком неопределенной ситуации в регионе уже начался отток средств. «Отток капитала есть. Бизнес вслед за собственниками покидает эти регионы. Мне уже много раз доводилось слышать от разных людей, что они либо уже перебрались в Киев, либо намерены это сделать в ближайшие дни», — отмечает председатель наблюдательного совета «Банка Национальный кредит» Андрей Онистрат. Финансисты отмечают, что по сравнению с началом прошлого года оборот финансов в Луганской и Донецкой областях упал на 30–40%. Большинство предприятий заняли выжидательную позицию и практически не ведут активную деятельность.

А в конце мая бизнесмены региона обратились к парламенту с просьбой о «налоговых каникулах» для предприятий малого и среднего бизнеса Луганской и Донецкой областей на время проведения АТО и в течение года с момента ее окончания. Просят рассрочку по налогам и сборам и отмену применения штрафных санкций за несвоевременную их оплату в бюджет. Нардепы обещали помочь. А пока Луганская и Донецкая торгово-промышленные палаты выдают всем желающим «акт о подтверждении форс-мажорных обстоятельств».

В Донбассе находится 2,4 тыс. банковских подразделений. И в апреле граждане региона уже сняли с депозитов в Донецкой и Луганской областях, а также в соседней Харьковщине суммарно 3,3 млрд. грн. И этот процесс пока не прекращается. Кредитование, по понятным причинам, также фактически заморожено. «Не понятно, как в результате все решится. После того как Крым внезапно перестал быть частью Украины, банкиры опасаются выдавать деньги в восточных регионах, так как там существует аналогичная угроза», — сетует заместитель председателя правления одного из крупных банков. В связи с замедлением темпов развития банкиры сокращают количество точек присутствия в регионе — с начала года в Донецкой области закрылось 31 отделение, а в Луганской — 33.

Кроме того, в НБУ обеспокоены проблемой с наличными средствами, оборот которых сейчас серьезно затруднен на востоке страны из-за постоянных нападений на инкассаторов. «В Донецкой и Луганской областях налички сейчас хватает с одно-двухдневным запасом», — сообщил глава Нацбанка Степан Кубив.

Похожие проблемы испытывают ретейлеры, которые также постоянно работают с большими объемами наличных. «Рознице важно не только продать товар, но и инкассировать деньги. Однако, как известно, на востоке как раз это и представляется сложным», — рассказывает директор Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.

Хотя, даже несмотря на погром мародерами одного из трех мегамаркетов «Метро» в Донецке, еще ни одна торговая сеть не объявила о сворачивании бизнеса в регионе.

ИСХОД РЕГИОНОВ

Выходом из сложившейся ситуации для многих предприятий может стать миграция в близлежащие регионы. Первым кризисные области покинет средний бизнес, так как крупный закрыть либо перевезти достаточно сложно. Однако просто уйти смогут далеко не все. «Если у кого-то есть бизнес и в других регионах, мигрировать и уделить больше внимания в развитии бизнеса в других областях будет легко. Тем же, кто работает исключительно в сложных областях, мигрировать практически нереально. Для этого нужно или продать свой бизнес, что в данной ситуации невозможно, или начинать все с чистого листа, что непросто», — говорит директор аналитического департамента инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий.

Наиболее привлекательными для внутренних мигрантов будут близлежащие области и Киев, куда традиционно предпочитают переезжать предприниматели. «Процесс миграции бизнеса уже начался. Он не может быть быстрым, но чем дольше длится военный конфликт в Донецкой и Луганской областях, тем больше предпринимателей решают покинуть регионы. Самыми популярными для них, конечно, являются Киев и Киевская область. Западные регионы в этом смысле сильно уступают столичному. Думаю, для многих предпочтительными будут Днепропетровская и Запорожская области», — объясняет Андрей Онистрат.

Массовый отток предприятий Донбасса зафиксировал и замгубернатора Днепропетровской ОГА Борис Филатов. На своей странице в Facebook чиновник написал, что к ним в администрацию приезжали донецкие бизнесмены пищевого сектора с предложением перерегистрировать бизнес в Днепропетровске. Более того, Филатов сообщил, что предприниматели Донбасса обращаются к ним ежедневно. При этом дело не ограничивается средним и мелким бизнесом. По словам Бориса Альбертовича, своих сотрудников угольного дивизиона из Донецка в Павлоград перевела даже компания «ДТЭК». Хотя, скорее всего, речь идет о менеджерском и инженерном персонале корпорации.

ГРУЗИТЕ УГОЛЬ БОЧКАМИ

Рассуждая о независимости востока Украины, сторонники ДНР делают основную ставку на развитый в этом регионе энергетический сектор. Спорить с этим утверждением сложно: например, в прошлом году в Луганской и Донецкой областях было добыто в общей сложности 63 млн. т угля, что составляет 75% от общего объема добычи по стране. Понятно, что говорить о переносе угольных мощностей из этих областей в другие невозможно в силу их привязанности к рудному телу. Но это никак не мешает изменить акценты инвестиционной программы среди отраслевых предприятий.

Речь о том, что если Донбасс продолжит гнуть линию отделения от Украины, Киев получит все основания прекратить финансовое дотирование находящихся на его территории шахт. Порядок цифр колоссальный: по расчетам «k:», на одну только компенсацию разницы между себестоимостью добычи угля и ценой его реализации государство ежегодно направляет в Донецкую и Луганскую области более 11 млрд. грн. Если эти средства перенаправить на развитие шахт остальных регионов страны, можно ожидать от них серьезного прироста добычи черного золота.

Логичнее всего делать ставку на существующие шахты в Днепропетровской области, где уже сейчас добывают более 18 млн. т угля в год (20% от общеукраинских объемов), Львовщины и Волыни, на территории которых находится одноименный угольный бассейн. Сейчас объемы извлекаемого там угля можно назвать символичными: во Львовской области добывается до 2 млн. т, в Волынской — не более 0,5 млн. т. Но их легко прирастить — это позволяют сделать запасы залежей полезного ископаемого (составляют 1,6 млрд. т). Кроме того, в этом регионе находится шахта «Нововолынская №10» (Львовской обл.). Ее строительство было начато еще в конце 1980-х, но не завершено до сих пор из-за недостаточного финансирования. Согласно официальным данным для ввода в строй предприятию нужно чуть более 1 млрд. грн. Поэтому если шахте перенаправить необходимую сумму, изъяв ее из донбасских дотаций, Украина уже к концу текущего года может получить современную шахту мощностью 1 млн. т угля/год.

Не менее перспективным видится планируемая шахта «Червоноградская №3». Ее проектная мощность составляет 1,2 млн. т угля/год, а объем необходимых инвестиций – около 6 млрд. грн. При этом существуют и куда более бюджетные варианты: например, если обеспечить современным оборудованием шахту «Степная» (Львовская обл.), объемы добываемого ею угля можно нарастить вдвое — до 1 млн. т/год.

Пример этих предприятий показывает, что в одной только Западной Украине существует достаточное количество шахт, чей производственный потенциал можно вывести на пиковую форму благодаря относительно небольшим вложениям. Понятно, что этих мощностей будет недостаточно, чтобы в полном объеме перекрыть потери от угля Луганщины и Донетчины. Но на самом деле все не так драматично.

Во-первых, Украина может нарастить объемы импорта. Местные металлурги скажут за это только спасибо, так как у них появится возможность в неограниченном объеме приобретать высококачественное сырье. Во-вторых, Украина может в любой момент на несколько миллионов тонн сократить свои потребности в черном золоте. Для этого достаточно ввести в строй два атомных энергоблока-миллионника, которые сейчас простаивают только для того, чтобы на полную загрузку работала тепловая генерация, тем самым обеспечивая спрос на уголь.

Пока Киев не спешит забирать эти деньги у шахтеров Донбасса. Но первые шаги в этом направлении уже делаются: на прошлой неделе в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект, которым предлагается перераспределить расходы Минэнерго в 2014 году. Документ предполагает сокращение финансирования госпрограммы частичного покрытия расходов по себестоимости готовой товарной угольной продукции на 180 млн. грн. и перенаправление этой суммы «на финансирование строительства и техническое переоснащения угледобывающих предприятий».