Глава ФСБ отчитался о предотвращенных накануне 9 мая терактах, упомянув дело крымского режиссера Сенцова и 130 ликвидированных боевиков; эксперты в данных спецслужб сомневаются — проверить их невозможно
В мае российские спецслужбы предотвратили сразу несколько терактов, планировавшихся во время празднования Дня Победы, объявил директор Федеральной службы безопасности Александр Бортников на 46-ом заседании Национального антитеррористического комитета во вторник, 10 июня. «Сотрудниками спецслужб и правоохранительных органов были вскрыты и сорваны планы по подготовке крупных террористических актов в период празднования 69-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне», — цитирует его ИТАР-ТАСС.
В качестве примера глава ФСБ привел задержание в Крыму четверых подозреваемых по делу о поджоге в апреле этого года офиса общественной организации «Русская община Крыма» и представительства партии «Единая Россия». В ФСБ задержанных называют активистами «Правого сектора», готовившими теракты к 9 мая возле мемориала «Вечный огонь» и памятника Ленину в Симферополе.
При этом накануне праздника был задержан лишь один из предполагаемых террористов — юрист и активист «Евромайдана» Геннадий Афанасьев. Остальных фигурантов дела задержали уже после Дня Победы. В ночь на 11 мая силовики арестовали украинского режиссера, активиста «Автомайдана» Олега Сенцова, 16 мая — активиста «Автономного действия» Александра Кольченко. Когда был задержан последний из четверки — Алексей Чирний — неизвестно. Какое отношение мужчины имеют друг к другу, из сообщений ФСБ не ясно. Судя по информации в социальных сетях и рассказам близких, взгляды всех четверых несколько разнятся.
Адвокаты предполагаемых террористов общаться с журналистами о деталях дела отказываются: сотрудники ФСБ взяли с них подписку о неразглашении. «Единственное, что могу сказать — мой подзащитный вину отрицает», — подчеркнул защитник Сенцова Дмитрий Динзе в разговоре с «Русской планетой». Такую же позицию, по словам адвоката Светланы Сидоркиной, занимает и ее подзащитный Кольченко.
Помимо задержания крымских «правосеков» Бортников остановился на ликвидации банды некоего Гатагажева. Глава ФСБ пояснил, что во время одной из спецопераций был задержан террорист-смертник, подготовленный бандитами для совершения самоподрыва во время проведения в республике международных спортивных соревнований. В детали других предотвращенных терактов Бортников вдаваться не стал, ограничившись статистикой. По его данным, с начала 2014 года были ликвидированы 130 боевиков, в том числе 21 главарь, обнаружено и уничтожено более 160 баз и тайников с оружием. «Это позволило практически в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизить количество террористических проявлений. За указанное время предотвращено 38 преступлений террористической направленности, в том числе 6 терактов», — обратил внимание он.
Руководитель «Комитета против пыток» Игорь Каляпин призывает относится к такого рода заявлениям силовиков с изрядной долей сомнений. «У меня есть по этому поводу обоснованные сомнения, потому что я лично знаю людей, которые чудом выжили и смогли бежать из подвалов, где держали людей, которых потом ликвидировали в качестве боевиков», — объяснил он РП. По его словам, правозащитники часто сталкиваются с использованием в качестве основных доказательств по делам о терактах добытые под пытками признательные показания. «Как юрист, я не могу достоверно утверждать, что человек, осужденный по такому делу, невиновен, но доказанность его вины вызывает большие сомнения», — отметил Каляпин.
Редактор сайта Agentura.Ru, эксперт в области работы спецслужб Андрей Солдатов, в свою очередь, считает, что подобные громкие заявления, приуроченные к разного рода коллегиям и подведению итогов, не имеют ничего общего с реальностью. «Очень редко за такими заявлениями стоят не то что реальные преступления, но даже реальные уголовные дела. Большая проблем в том, как организован сбор данных и как это подается руководством, — рассуждает эксперт. — Доверять этим заявлениям очень сложно. В статистику перехваченных шпионов попадают люди, которым отказали в визе, в статистику задержанных террористов — телефонный терроризм».
«Руководители отдельных региональных управлений ФСБ еще могут получить от подчиненных подробности операций, а вот Бортников получает уже обезличенную статистику», — объясняет Солдатов. По его мнению, в России стоит серьезная проблема в управляемости и прозрачности спецслужб. «Все инструменты контроля, например, парламентский, уничтожены. Руководство страны оказывается в таком же положении, что и общество. Когда речь идет о такой огромной стране, как наша, лично невозможно ничего проконтролировать», — заключил он.
Подробне