Эксперты – о перспективах развития ситуации на украинском Донбассе
Виктор Васильев, Игорь Тихоненко

Петр Порошенко после совещания с руководителями Службы безопасности Украины, МВД, Минобороны и Госслужбы по чрезвычайным ситуациям приказал «создать все необходимые условия для мирного населения, которое желает уехать» из населенных пунктов на Донбассе, где проводится антитеррористическая операция. Об этом во вторник 10 июня сообщила пресс-служба президента Украины.

Новость пришла на фоне непрекращающегося вооруженного противостояния в Луганской и Донецкой областях между верными Киеву военными формированиями и сепаратистскими силами. Конфликт продолжается с середины апреля. С каждым днем множится число жертв с обеих сторон.
Заместитель пресс-секретаря Госдепартамента США Мари Харф, комментируя развитие событий вокруг Украины, заявила о необходимости разрешить кризис в кратчайшие сроки и призвала Кремль сдерживать свое слово.

«Мы призываем Россию соблюсти данные ею обещания, – сказала она в ходе пресс-брифинга 9 июня. – Путь вперед – к деэскалации – существовал всегда».

Порошенко полон решимости

Что же ожидает восток Украины в ближайшей перспективе, какие меры по прекращению противостояния выберет Киев?

Директор Центра восточноевропейских исследований Андрей Окара уверен, что Порошенко намерен радикально изменить ситуацию, и у него есть необходимые на то ресурсы.

«Переломить ход событий в отсутствии легитимно избранного президента было невозможно, – подчеркнул он в комментарии Русской службе «Голосу Америки». – До этого войска (в зоне конфликта) фактически не использовались, только национальная гвардия».

По его мнению, Порошенко действительно полон решимости добиться перелома.

«Для него это дело принципа, дело чести, – считает Окара. – Он как никто заинтересован в том, чтобы завершить все в кратчайшие сроки».
Как представляется политологу, в Кремле уже тоже нет желания прямо или косвенно поддерживать вооруженных сепаратистов. Главную причину таких перемен политолог усматривает в нависшей над Россией угрозе очередных санкции.

«В Москве стали всерьез задумываться о третьей порции санкций, которые могли бы нанести очень серьезный удар по российской экономике», –  констатировал он.

В минувшее воскресенье Петр Порошенко заявил о желании добиться прекращения огня в течение ближайшей недели.

Директор Центра восточноевропейских исследований полагает, что речь в данном случае идет о силовом развитии событий, которые будут носить «очень точечный характер».

«Все-таки власть в Украине при всем том, что можно в ней найти, в целом не так кровожадна, как ее рисуют российские медиа, – утверждает он. В Киеве вовсе не собираются повторять какие-то сценарии вроде Грозного в период первой чеченской войны. К тому же сейчас к Порошенко приковано внимание мировой общественности».

При этом Андрей Окара не считает реальным срок, отведенный президентом Украины на реализацию своего плана.

«А вот в течение, скажем, месяца, во всяком случае – до конца лета – украинские войска вполне могут расправиться со всеми основными вооруженными формированиями сепаратистов в Донбассе», – добавил он.

Чем дальше, тем хуже?

По-иному рассуждает директор Института гуманитарно-политических исследований (ИГПИ) Вячеслав Игрунов.

«Порошенко оказался в очень сложном положении, – говорит он в интервью «Голосу Америки». – Потому что если будут продолжаться военные действия, то это, безусловно, скажется и на его легитимности, да и на дальнейшем урегулировании ситуации на юго-востоке страны».

На взгляд российского политолога, многие в Украине голосовали за Порошенко как за надежду на урегулирование и как за наиболее мирного кандидата из всех предложенных.

«И в этом смысле продолжение боевых действий для Порошенко неприемлемо, – считает Игрунов. – К тому же, чем дольше длится кровопролитие, тем ожесточенней становятся жители юго-востока и тем больше приносится разрушений».

По его словам, руины, в которые превращается Славянск, становятся все больше похожи на те, какие были во время последней чеченской военной компании.

«Город фактически уничтожен. Это касается не только жилых зданий, но и производственной базы. А кризис, который ждет Украину после завершения гражданской войны, будет очень тяжелым. Поэтому Порошенко заинтересован в максимально быстром решении всех проблем», – полагает директор ИГПИ.

Компромисс и «кнопки управления»

Однако возможен ли политический компромисс в данной ситуации?     Андрей Окара убежден, что это невозможно.

«Сам Порошенко сказал, что там надо вначале провести местные выборы, и тогда с уже избранными представителями можно о чем-то вести речь, –  заметил он. – А общаться со всеми этими клоунами бессмысленно. Во-первых, непонятно, кого они представляют и на каких условиях. Потом они, как правило, недоговороспособны и даже диалогонеспособны».

С его точки зрения, если уж договариваться, то это надо делать с теми, кто финансирует сепаратистов и кто поставляет им оружие.
«Но они, мягко говоря, не слишком афишируют свое участие в этом мероприятии, – сыронизировал политолог.

Он думает, что у ситуации в Донбассе есть две кнопки управления.

«Одна – политическая, – уточнил Окара. – И решение здесь принимал явно не Янукович. А вот деньги, насколько можно понять, дает «семья». По крайне мере, давала до последней поры. А вот кто дал этим чудесным людям ПЗРК (переносной зенитный ракетный комплекс – В.В.) «Верба», который появился на вооружение российской армии всего за неделю до того, как сепаратисты сбили самолет (украинских ВВС), об этом можно только догадываться».

По неподтвержденной пока информации, украинский самолет-разведчик был сбит под Славянском на высоте более четырех тысяч метров с помощью именно этого ПЗРК. По данным украинских медиа, сейчас проводится экспертиза фрагментов ракеты.

«Человек с ружьем» как главная опасность 
Отвечая на вопрос, следует ли ожидать прекращения боевых действий на востоке Украины уже на нынешней неделе, заместитель  пресс-секретаря Госдепа Мари Харф напомнила, что «президент Путин призвал сепаратистов, многие из которых поддерживаются Россией, выполнить это».

Андрей Окара не думает, что Москва как-то особенно контролировала положение дел на Донбассе.

«Кремль, наверное, имел влияние на некоторые силовые группы, действующие там – предположил он. – Но говорить о том, что все было под контролем, я бы не стал».

Политолог считает, что вести переговоры с людьми вроде «полковника Игоря  Стрелкова»  (отставной российский спецназовец, называющий себя главнокомандующим повстанческими силами) – задача весьма специфическая.

«И вообще о чем можно договариваться с человеком, который приехал туда героически умереть, и таким образом морально оправдать свою достаточно мало осмысленную, как мне кажется, жизнь?» – задается риторическим вопросом Окара

По его сведениям, в стане сепаратистов начались внутренние разборки.  Кроме того, как ему видится, на востоке Украины сложилась новая реальность, которую Андрей Окара образно назвал «человек с ружьем».

«Это самое опасное и страшное, – настаивает он. – Там собралось огромное количество людей люмпенского типа, этакие анархичные бойцы с автоматами. Это неконтролируемый бандитизм. А отдавать оружие никто из них не хочет».

Как эти люди поведут себя дальше, остается загадкой.

«А они – мощный фактор дестабилизации ситуации», – заключил Директор Центра восточноевропейских исследований.

Вячеслав Игрунов, напротив, полагает, что основная беда заключается в том, что Порошенко не готов вести переговоры с людьми, взявшими в руки оружие.

«Хотя именно с ними надо переговариваться, – утверждает он. – Поэтому будут очень большие трудности. Здесь необходимы чрезвычайное терпение и настойчивость, чтобы добиться желаемого результата».
Игрунов также выразил сомнение, что сепаратисты за ближайшую неделю передумают и сложат оружие.

«Тем более, что Порошенко не оставляет им такой возможности, заявляя о том, что не намерен с ними разговаривать и что они должны понести наказание. В этом смысле он сам стимулирует их поведение», – подытожил российский политолог.

Мнение американского эксперта

Сотрудник Центра имени Вудро Уилсона и бывший посол в Беларуси и Грузии Кеннет Яловиц называет инициативу Порошенко создать гуманитарный коридор для мирных жителей «интересной и конструктивной».

«Это предложение поможет сохранить тысячи жизней людей, которые не хотят войны и в поисках мира бегут в Западную Украину», – отметил эксперт.
По словам Яловица, этот шаг Порошенко в очередной раз подтверждает его приверженность разрешить кризисную ситуацию как можно скорей. В беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» бывший дипломат выразил надежду на то, что сепаратисты правильно воспримут этот жест новоизбранного президента страны и попытаются разрядить обстановку со своей стороны, насколько это будет возможно.

Между тем, посол Яловиц убежден, что главная причина, по которой украинская армия до сих пор не может справиться с беспорядками на востоке страны, заключается в том, что пророссийских повстанцев оружием и другим необходимым снаряжением обеспечивают из России.

«Главная надежда на урегулирование кризиса состоит в том, что Россия на каком-то этапе просто прекратит поддержку сепаратистов», – считает американский аналитик.