Московский городской суд в понедельник вынес приговор обвиняемым в убийстве журналистки Анны Политковской. Двоим назначено пожизненное заключение, еще трое получили различные сроки наказания.
Лом-Али Гайтукаев, которому инкриминировали организацию преступления, и Рустам Махмудов, считающийся непосредственным исполнителем убийства, приговорены к высшей в России мере наказания – пожизненной изоляции от внешнего мира. Они будут отбывать срок в колонии особого режима. Судья счел, что эти лица представляют исключительную опасность для общества, пишет журнал «Форбс».
Еще двое братьев Махмудовых – Ибрагим и Джебраил – получили соответственно 12 и 14 лет колонии строгого режима. Сергей Хаджикурбанов приговорен к 20 годам колонии строгого режима.
Никто из подсудимых в ходе судебного процесса не признал свою вину. Ранее по решению присяжных заседателей они были выпущены на свободу, но позже снова помещены под стражу.
Адвокаты осужденных заявили о намерении обжаловать приговор, хотя не надеются на успех в российских инстанциях и делают ставку на Европейский суд по правам человека.
Заместитель главного редактора «Новой Газеты» Сергей Соколов, комментируя приговор, в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» заметил, что нельзя быть удовлетворенным, когда дело касается убийства, не расследованного до конца.
«Но присяжные, работавшие в непростых условиях на этом процессе, пришли к тому выводу, который позволил сегодня вынести приговор, – добавил он. – Мы считаем приговор адекватным тому, что совершили эти люди».
Напомним, на рассмотрении дела присяжными настаивали как потерпевшая сторона в лице родных и коллег Анны Политковской, так и обвиняемые.
Соколов уточнил, что ставить на этом точку не получится, поскольку не названы основные люди, которые причастны к убийству.
«Имею в виду организаторов и посредников преступления, – пояснил он свою позицию. – Их надо искать, и пока они не будут найдены, дело не будет закрыто».
По словам бывшего коллеги, потерпевшие и «Новая газета» намерены продолжить расследование.
«Мы не закрываем для себя возможности сотрудничать с любыми людьми, которые имеют по этому поводу хоть какую-нибудь информацию, включая и уже осужденных, – подчеркнул Сергей Соколов. – Если осужденные захотят облегчить свою участь, готовы в обмен на информацию сделать это всеми законными способами».
Официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин заявил в понедельник, что уголовное дело в отношении заказчика убийства журналистки выделено в отдельное производство. По его словам, сейчас «принимаются исчерпывающие меры» к установлению виновного.
Соколов считает, что шансы установить истину в полном объеме сохраняются, и выразил надежду, что рано или поздно имена вдохновителей убийства всплывут на поверхность.
«Но вот когда это случится – большой вопрос, – продолжил он. – Мы на него ответить не в состоянии в силу того, что это сложно чисто объективно, поскольку заказное убийство всегда строится по запутанной схеме, в которой трудно разобраться».
Кроме того журналист указал на то, что существуют вещи, которые могут быть связаны с личностью предполагаемого заказчика.
«Когда мы узнаем его имя, то поймем, как и насколько разные субъективные или политические факторы вмешивались в ход расследования», – констатировал он.
Несколько по-иному трактует приговор председатель совета правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов. При этом в интервью «Голосу Америки» он подчеркнул, что пока может высказать только свою точку зрения, поскольку в «Мемориале» на момент подготовки материала в печать приговор еще не обсуждали.
«Лично я вынесенным вердиктом удовлетворен», – резюмировал правозащитник.
Орлов отметил, что имена заказчиков в судебном процессе не назывались и не обсуждались.
«Поэтому то, что заказчик не найден и не назван, к данному приговору не имеет прямого отношения, – считает он. – Это дело дальнейшего расследования».
Тем не менее, как ему представляется, из материалов уголовного дела вполне очевидно, что заказчик был сильно недоволен публикациями Политковской.
«По-моему, более-менее понятно, кто больше остальных мог быть недоволен ее публикациями, но это уже дело следствия, все вопросы к нему, а не к суду», – заключил председатель «Мемориала».
В свою очередь, по информации Соколова свои версии относительно тех, кто стоит за исполнителями убийства, есть как у следствия, так и у «Новой газеты».
«Они частично пересекаются. Но не хотелось бы их публично озвучивать по нескольким причинам. Во-первых, есть презумпция невиновности. А во-вторых – это может помешать следствию», – подытожил он.
© Арсеньевские вести, 1992—2022. Индекс подписки: П2436
При перепечатке и при другом использовании материалов, ссылка на «Арсеньевские вести» обязательна.
При републикации в сети интернет так же обязательна работающая ссылка на оригинал статьи, или на главную страницу сайта: https://www.arsvest.ru/