Многие люди забыли СССР, а молодые и вовсе не знают, поэтому пока Крым будет оккупирован, необходимо пояснить, с чем какое-то время придется жить. Начну с законов.
В России законы есть. Существует даже Конституция, из десяти разделов и 137-ми статей. Как и во всех конституциях, в российском Основном законе прописано все, в том числе политические права. Но, в Конституции они есть, а в России – нет. Например, в ст. 19-й говорится о равноправии «независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». Наверное, поэтому в России так много националистических и фашистских организаций, которые прививают населению своеоебразную форму обращения – «хачик», «хохол», «чернож...й» и др.
Обыватели бурно возмущаются, когда видит сотни тысяч людей, направляющихся в праздники Рамадан или Курбан в мечеть. При этом, многолюдный Крестный ход никого не смущает. А ведь ст. 28-й, которая гарантирует право на «свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними», никто еще не отменил.
Так вот, согласно той же 19-й статье, граждане Российской Федерации имеют право объединяться – кто пчеловодством захочет заниматься, кто филателией. Только, пожалуйста, молчите о правах человека или свободе слова, потому что в России одни общественные объединения – хорошие, и получают финансирование в Кремле, другие – «шпионы», они «кормятся на подачки Запада». Правда, любителям кактусов деньги не нужны, а вот выпускать книжки, в которых говорится о законах, в том числе и Конституции, необходимо. В этом случае вы можете стать не только «шпионом», но и «предателем», «врагом» и даже «отщепенцем».
Ст. 20-я закрепляет за гражданином России право на жизнь. Если конечно главе государства не вздумается бомбить, стрелять и брать в заложники соотечественников. Право на жизнь имели зрители спектакля «Норд-Ост» и дети бесланской школы, подводники АПЛ «Курск».
Очень интересная и по сути важная ст. 23-я. Она наделяет граждан правом «на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени». Но если вы чем-то не понравились Кремлю или другим друзьям Путина, то вашу личную жизнь могут показать по телевидению, снять на скрытую камеру, слегка подмонтировать, чуть-чуть подмикшировать голос – и всю вашу личную и семейную тайну узнает любопытный российский народ. Потому что Путин заботится о населении и не обращает внимания на 24-ю статью, которая без согласия гражданина запрещает вмешиваться в личную жизнь.
25-я статья гарантирует неприкосновенность жилища. Но можно же стрельнуть? Пальнуть из гранатомета, обстрелять из автомата, поджечь огнеметом. Ведь потом обязательно скажут, что вы – «условный боевик». Это когда родные вас похоронят, проведут поминки, могут прийти начальники и разводя руками сказать: «бывает, работа такая». А 37-я статья подтверждает – «труд свободен».
Пойдем дальше. Замечательная статья 27-я – «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Кстати, в Конституции нет упоминания двух словах – «прописка» и «регистрация». Что, в принципе, одно и то же. Поэтому тут какое-то разногласие – если можно свободно передвигаться и выбирать место жительства, то зачем столько любопытных полицейских, которые норовят заглянуть в паспорт?
Кстати, некоторые полицейские почему-то подрабатывают кондукторами: если вы оказались на Тверской улице в Москве и полицейский увидел в паспорте, что вы издалека, то может потребовать «оплатить проезд». В зависимости от того, как хорошо полицейский знает ст. 19-ю Конституции, а также вашего внешнего вида – кучерявость, утонченный разрез глаз, смуглость или, не дай Бог, тюбетейка на голове, то полицейский потребует оплатить «бизнес-класс». Только не требуйте у него проездные билеты, иначе полицейский обидится и выпишет вам плацкарт до Лос-Анджелеса.
Больше всего мне нравится 29-я статья. Приведу ее полностью: «1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».
Красиво написано, правда? Главное, что каждому гарантируется. То есть, каждый россиянин может включить телевизор и наслаждаться свободой слова, когда ведущие рассказывают о событиях с обеих сторон, чтобы россияне могли знать, к примеру, что есть Майдан, а есть и его противники. Или послушать интервью с Каспаровым, Немцовым, а на худой конец – с Навальным. Что, не показывают? Это и есть российская свобода слова. Давно, еще 14 лет назад гарант этих самых свобод и прав, тов. Путин прибрал к рукам все независимые каналы, сделал их государственными, с государственной свободой слова. Каспаров же не государственный человек? Значит, ему нельзя.
Свобода слова – главный демократический институт во всем мире. В России – наиглавнейший. Вы же не хотите, чтобы в Государственной думе спорили, доказывали, например, преимущества экономического развития или необходимость тратить деньги на постоянно падающие «Протоны»? Или, не дай Бог, чтобы депутаты еще и дрались. Поэтому в Государственной думе депутаты должны быть спокойными, вежливыми и когда надо обязаны хвалить гаранта Конституции. Причем, все сразу. Вот почему в России своя «свобода слова». Она не подразумевает свободу политической мысли, допустимо лишь единоверие в одну партию. Я же вам напоминал про СССР? Поэтому, чтобы получить право « участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей», вам достаточно смотреть российское телевидение и думать так как надо.
Статья 31-я мне тоже нравится. В ней говорится, что «граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». Например, можете, собравшись стройными колоннами на Васильевском спуске в Кремле, заклеймить позором «киевскую хунту? Можете, никто не запретит. Наоборот, похвалят. А вывесить огромный баннер напротив посольства США в Москве с руганью в адрес Обамы и других капиталистов-империалистов? Тоже – можете. Можете пройти демонстрацией, устроить шествие, пикетирование в защиту «миролюбивого населения Славянска во главе с Пономаревым». Запросто.
Те, кто своеобразно читают Конституцию, на что-то надеясь, могут тоже попытаться провести шествия, демонстрации и марши. В этом случае к вам подойдет уже много «кондукторов», которые объяснят, что большое количество народа загрязняет воздух столицы Российской Федерации. Могут даже провести в автомобиль без кондиционера. А могут и потолкать немного – в мороз это согревает.
В этом разделе еще много любопытных статей, очень похожих на предвыборные обещания политиков. Только отличие в том, что политик обещает вам что-то один раз в четыре года, а Конституция России вам обещает постоянно. И даже обещает эти обещания выполнять, что зафиксировано в ст. 45-й – «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». Не больше и не меньше. И главный, чуть не написал надсмотрщик этих прав – президент. А поскольку «надсмотрщик» не конституционное слово, то и гарантий никто не дает. Замкнутый круг российской демократии: вот вам пряник – текст Конституции, а вот вам кнут – она не работает.
Россия вернулась в СССР давно, уже 14 лет. В брежневской Конституции 1977 года гарантировались многие политические свободы, включая мирные собрания и свободу слова. Представляете – могущественный КГБ и свободы? Так что современная Россия точно правопреемник СССР, со всеми вытекающими последствиями. В этом году Путин отмечает половину срока, который Сталин возглавлял СССР, и чуть-чуть осталось, всего четыре года, чтобы догнать Брежнева.
Спустя полтора года после развала СССР, в 1993 году, у России был шанс стать нормальной страной. Когда формировалось постсоветское содружество – СНГ, в его структуре была задумана комиссия по правам человека. Но она не проработала ни одного дня, за ненадобностью. Новые независимые государства в основном возглавляли представители коммунистической номенклатуры, которые относились к правам человека как Брежнев – в Конституции есть, на деле – нет. Путин сейчас относится к конституционным правам граждан России точно так же.
Россия – признанное государствами, международными организациями как неправовое государство, где высок уровень ксенофобии, огромное количество фактов нарушений прав человека, а уровень свободы слова в последней двадцатке стран мира. К этому надо добавить коррупцию во всех сферах государства, преследование бизнесменов и рейдерство. Силовые методы борьбы с оппозицией и любым проявлением недовольства ставят Россию в один список с тоталитарными странами. Поэтому Конституция – всего лишь документ, о котором можно сказать, что он есть, но его нет. Многочисленные законы, принятые за последние 14 лет, противоречат Основному закону. Кнут, как это не один раз было в России, оказался намного эффективнее пряника.
Олег Панфилов, профессор Государственного университета Илии (Грузия)
Мнения, высказанные в рубрике «Мнение», передают взгляды самих авторов и не обязательно отражают позицию редакции